Юный Натуралист 1987-10, страница 31

Юный Натуралист 1987-10, страница 31

Стрелки человек смог заглянуть в космический дом с помощью малогабаритных телекамер. И впервые после 27-часового полета четвероногие космонавты в спускаемом аппарате благополучно возвратились на землю.

Затем состоялось еще несколько полетов космических кораблей с собаками и другими биологическими объектами. В этих полетах был значительно расширен диапазон физиологических исследований.

Основной задачей запусков этих кораблей являлась отработка систем жизнеобеспечения человека, безопасности его полета и возвращения на землю. 12 апреля 1961 года такой полет состоялся — в космосе впервые в мире побывал гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин.

В последующие годы, вплоть до конца шестидесятых, полеты наших космонавтов не были продолжительнее пяти суток. Было неясно еще, как поведет себя живой организм при более длительном пребывании в условиях невесомости. И вновь в 1966 году «испытателями» в космос отправились наши четвероногие друзья — это были собаки — Ветерок и Уголек. В своем космическом доме — искусственном спутнике земли «Космос-110» — они

проработали в условиях невесомости 22 дня на почти тысячекилометровой высоте. Правда, в первые дни путешествия животные волновались, потом привыкли — телеметрические измерения показали, что пульс у них стал ровным, движения — спокойными. Эксперимент дал возможность оценить воздействие на организм длительной невесомости.

Спустя несколько лет на корабле «Со-юз-9» состоялся и первый длительный 18-суточный полет человека в космос. В состав экипажа входили летчики-космонавты А. Николаев, В. Севастьянов. С тех пор продолжительность полетов все увеличивается и, можно надеяться, скоро достигнет годовой отметки.

После полета мне пришлось заниматься космической физиологией. Мы продолжаем изучать состояние живых организмов в условиях невесомости. Для экспериментов, например, подготавливают две линии мышей — белых и черных, две линии плодовых мух-дрозофил, от одного исходного микроорганизма получают соответствующие штаммы. Одна половина мышей, мух, микробов остается на Земле, другая улетает в космос, чтобы по возвращении можно было сравнить этих почти одинаковых животных, судить о воздействии полетов на жизнедеятельность организмов.

Снова и снова впереди человека разведчиками в космос отправляются живые существа и автоматы. В кабине космического корабля, к примеру, был испытан оригинальный прибор-биодетектор. В его основе — колония быстро размножающихся микробов маслянокислого брожения. Попадет прибор в опасную зону и сам сообщит по радио на Землю: люди, пролетая здесь, примите меры предосторожности!

Близится новый этап в развитии космической медицины. Со временем на больших кораблях-лабораториях, таких, скажем, как «Мир», будут ставить эксперименты не менее сложные, чем в наземных лабораториях. Врач-исследователь получит возможность взять в космос разнообразное медицинское оборудование, лабораторных животных. Все это позволит разработать такие мётоды защиты, которые обеспечат безопасность участникам сложных и длительных космических экспедиций.

Записал В. ЕГОРОВ