Юный Натуралист 1987-10, страница 30

Юный Натуралист 1987-10, страница 30

человека и возвращением его на Землю. Были составлены программы запусков ракет с животными. Их поднимали на высоту от 110 до 450 километров и затем различными способами спускали на Землю. Эксперименты показали, что перегрузка не будет препятствовать полету человека в ракете. Впервые была получена возможность исследовать воздействие кратковременной, до 12 минут, невесомости на живой организм. У животных регистрировали частоту пульса и дыхания, артериальное давление, снимали электрокардиограмму. В условиях невесомости не было отмечено резких изменений физиологических функций и поведения живых существ.

Сразу же после запуска первого спутника начались работы по созданию второго — с биологическим уклоном. Он должен был стать настоящей научной лабораторией, расположенной в двух контейнерах. В первом размещалась аппаратура для исследования ультрафиолетового и рентгеновского излучений Солнца, космических лучей. Во втором имелась капсула, в которой должна была находиться собака. Это вполне комфортабельная кабина, оснащенная системой кондиционирования воздуха, запасами пищи. Приборы, расположенные в контейнере, предназначались для изучения жизнедеятельности организма в условиях космического полета, воздействия нг него невесомости.

Многие задачи, связанные с полетом животного на орбиту, потребовали оригинальных решений. Например, собаку в полете нужно было не только кормить, но и поить. Однако в условиях невесомости жидкость, как известно, не может пролиться «вниз», чтобы попасть в поилку. Поэтому в расположенной перед Лайкой кормушке находился необходимый запас еды в виде желеобразной массы, в состав которой, помимо основных пищевых веществ, входило большое количество воды.

А чтобы собака могла безболезненно перенести воздействие ускорения во время старта и затем длительное время находиться в условиях невесомости, придумали, как зафиксировать ее положение в кабине. Легкая одежда из ткани и металлические цепочки давали животному возможность стоять, лежать, даже совершать небольшие движения в направлении продольной оси кабины.

Атмосфера в те дни в КБ была очень

ФЕЗВстране

щ

напряженной. Сергей Павлович, уходя домой очень поздно, тем не менее поручал обязательно звонить ему даже ночью и докладывать о ходе работ. Труд увенчался блестящим успехом: 3 ноября 1957 года на орбиту на высоту немногим меньше 2 тысяч километров был выведен второй советский спутник, имевший массу 508 килограммов. Вся планета была удивлена не столько такой большой по тем временам грузоподъемностью, сколько тем, что в космосе находилось живое существо. Лайка стала сразу самой знаменитой собакой в мире. Семь суток поступала с орбиты информация о поведении и функциях живого организма в условиях невесомости. Лайка хорошо перенесла выход на орбиту, состояние невесомости. Ее полет не выявил непреодолимых физиологических препятствий для пребывания живых существ на орбите. Был сделан важный шаг к полетам в космос человека. В их преддверии была составлена программа отработочных пусков космических кораблей. Огромное значение придавалось полетам животных с возвращением их на землю. В 1960 году были начаты запуски первых беспилотных модификаций космических кораблей «Восток» (корабль-спутник). Они уже имели массу около пяти тонн, что позволило расширить рамки медико-биологических экспериментов с различными животными. На «корабле-спутнике 2» находились уже две собаки — Белка и Стрелка, маленькие, беленькие, совершенно беспородные, но крепкие, бойкие и жизнерадостные. Из лабораторного питомника их перевели в отдельное помещение, приучили носить жилет и штанишки, которые сначала им очень не нравились. В их кровеносные сосуды вживили тонкие проволочки, ведущие к телеметрическим датчикам.

Затем наступили дни нелегкой тренировки. Собак запирали в ящик, вращающийся на длинной штанге (космической центрифуге), на них наваливалась огромная тяжесть, прижимающая к подстилке. Другой ящик все время дергался, дрожал и грохотал. Внутри было очень тесно, но животные постепенно привыкали.

Впервые во время полета Белки и