Юный Натуралист 1987-11, страница 18

Юный Натуралист 1987-11, страница 18

16

Вернулся в Садки, поработал в кузнице, потом закончил курсы, стал комбайнером. Когда началась целинная эпопея, подумал-подумал и пришел к мысли, что в необжитых степях он будет нужней.

Выехали в марте 1954 года одной бригадой при восьми тракторах ДТ-54 и одном С-80. На Украине хаты утопали в цветах, а в Казахстане стояла еще снежная суровая зима. Природа как бы нарочно задалась целью испытать стойкость новоселов необычно сильными морозами и буранами. Но кавалер орденов Славы трех степеней не спасовал перед трудностями.

Два года он поднимал пары, строил дома, ходил за скотом. В Татьяновке, ставшей второй родиной, и женился, вступил в партию, растил трудолюбивых детей— Наташу, Любу, Володю, Ивана.

Тридцать лет проработал на кустанай-ской земле Михаил Саввич. В степи замерзал, переживал, когда засуха выжигала поля, когда ложились на посевы ранние снега, дожди мешали молотьбе, не знал покоя в страду, заставляя себя по суткам, как в бою, не спать, чтобы выиграть драгоценное время. В 1971 году ему присвоили звание Героя Социалистического Труда.

Освоил Яровой все марки тракторов и комбайнов.'И теперь в районном центре — Боровском — на почетном пьедестале стоит последняя его машина — «Беларусь».

Как раз за рулем этого трактора подстерегла Михаила Саввича болезнь. Потемнело в глазах, скособочило землю, отнялись рука и нога. Его тормошат, спрашивают, а он и сказать не может, речь потерял.

— Видать, свое отработал,— тихо сказал кто-то.

Вызвали санитарный самолет, внесли на носилках. Пришел в себя уже в больнице. Везут, везут на каталке по бесконечному белому коридору. Ямы, ямы на этом пути...

Осмотрели врачи. Уловил одно слово «инсульт». Стали лечить. Понемногу, не сразу, но выкарабкался. Ожили рука и нога, стал думать: как дальше жить? Докторшу попытал, что, мол, ждет впереди? Та простодушно объявила: о всяком труде забыть, тяжелое не поднимать, соленое не есть, кислое не пить. Тянуть пресную, никому не нужную жизнь?! Разве можно человеку без работы, если

он все время только и знал, что работал?!

Нашелся добрый человек — Чужинов Петр Иосифович, ректор Кустанайского сельскохозяйственного института. Он лежал в одном отделении с Яровым. Понял смятенное состояние механизатора и предложил:

— Если уж в совхозе вам не работать, то переезжайте в город. У нас есть кафедра охраны труда и природы, при ней все орудия, что работают на полях. Вот и возьмите эту технику под свой надзор.

В Татьяновке у Михаила Саввича были дом, семья, хозяйство налаженное, премиальный автомобиль «Волга», люди добрые, привычное дело. А в городе он и не жил никогда. Как-то сложится новая работа? Но, с другой стороны, солдат в нем сидел крепко: надо так надо.

Вскоре после больницы переехал Яровой в областной центр. Обязанности у заведующего машинным двором непростые: содержать в полной готовности технику и вместе с другими инструкторами-преподавателями обучать студентов работе на ней.

Теперь выпускники института не выглядели в селе «белыми воронами», как это случалось прежде. Они умели водить автомобиль и трактор, комбайн и сеялку, картофелекопалку и любой другой механизм, сразу становились полноценными работниками. Но еще более порадовал старого механизатора тот факт, что, кроме высокого профессионализма, современных знаний сельскохозяйственного производства, науки и техники,студентам прививали чувства рачительных хозяев земли. Их знакомили со стратегическими задачами страны, особенностями демографических взрывов, ростом городов, широкомасштабных строек, научно-технического прогресса вообще и влиянием этих факторов на сельское хозяйство, ландшафт, водоемы, леса и реки, на всю окружающую нас природу, самую ранимую при современном размахе человеческой деятельности.

Вот этому посвятил себя бывший солдат и пахарь Яровой. Зимой студенты у него познают материальную часть, правила вождения, технику безопасности, а летом на практике участвуют во всех полевых работах, помогая колхозам и совхозам давать стране большой хлеб.

Е. ФЕДОРОВСКИЙ, писатель