Юный Натуралист 1987-11, страница 21

Юный Натуралист 1987-11, страница 21

время бури в кабине самолета, летящего на высоте трехсот метров, стоит непроглядная тьма. Нечем дышать. Едва различимы показания приборов. Гибнет, летит на ветер драгоценный гумус. А чтобы накопить тоненький, всего в один-два сантиметра слой этого вещества плодородия, природе требуется ни много ни мало сто лет. Одна буря сводит на нет работу столетия.

По данным ученых ВНИАЛМИ, на Черных землях Калмыкии образовалось более трехсот тысяч гектаров открытых песков.

Открытые пески не только бесполезны для хозяйства, они вредят соседним землям, ухудшая их климат, водный режим рек и озер. Над такими землями даже дожди не идут. Подойдет туча, встретится с восходящими от раскаленного песка потоками горячего воздуха и уходит. Дождь не состоится. И таких земель у нас очень много. Только в европейской части страны песчаные земли занимают семь с половиной миллионов гектаров. Конечно, не все они результат нашей бесхозяйственности, как в Калмыкии. Многие пески образовались сотни и тысячи лет назад в результате деятельности ветра, морей и рек.

Можно ли вернуть к жизни эти земли? Теперь мы с полной уверенностью отвечаем: можно. Советские ученые это доказали. Задача была трудная. Она потребовала многолетних напряженных усилий специалистов. За разработку и внедрение методов облесения песков Юга и Юго-Во-стока европейской части СССР коллектив советских ученых и практиков, возглавляемый академиком ВАСХНИЛ В. Н. Виноградовым, удостоен высокого звания лауреатов Государственной премии 1986 года в области науки и техники. Среди лауреатов профессор МГУ А. Г. Гаель, сотрудники ВНИАЛМИ В. И. Петров, Ю. М. Жданов, Н. С. Зюзь, Н. Ф. Кулик. Много интересного узнала я от них.

О благородном, созидательном труде лесомелиораторов, врачующих, спасающих землю, мне и хотелось бы рассказать.

На экране уже новые кадры. Расчерченная аккуратными прямоугольниками лесных полос зазеленевшая равнина. Поля и пастбища, виноградники и бахчи. Пруд. Маленькая роща, в тени которой отдыхает стадо. Вот зримый результат труда ученых. Уже подсчитан экономический эффект их исследований — два

дцать миллионов рублей. Громадно экологическое значение проделанной работы. Есть ли большая награда, чем видеть спасенную твоим трудом землю?

Почти на сто пятьдесят километров растянулись пески вдоль левого берега Днепра от Каховки до берегов Черного моря. И настоящий оазис в них Нижнеднепровская научно-исследовательская станция облесения песков и виноградарства на песках. Организована она шестьдесят лет назад, в 1927 году. Когда в 1949 году начал осуществляться план преобразования природы, масштабы работ на станции резко увеличились.

О самом плане надо поговорить подробнее. Люди постарше наверняка его помнят — ведь он вошел в школьные учебники конца 40-х — начала 50-х годов. 20 октября 1948 года было принято постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР». Согласно этому плану, на громадной площади — шесть миллионов гектаров — должны были подняться лесные полосы, призванные защищать землю от жаркого дыхания суховеев. Сделать это предстояло за предельно сжатые сроки — пятнадцать лет.

Этот грандиозный план исторически опирался на опыт русских лесоводов. Наша страна по праву считается родиной степного лесоразведения. А лесоводство в России берет начало с указов Петра I, повелевшего создавать корабельные леса. Сам же Петр и показал пример, посеяв в 1698 году желуди в урочище Большая Черепаха близ Таганрога.

В конце прошлого века под руководством замечательных русских ученых почвоведа В. В. Докучаева и лесоводов Г. Ф. Морозова и И. А. Михайлова в Каменной степи под Воронежем были заложены лесные полосы и вырыты пруды. Многие поколения ученых накопили бесценный опыт преобразования степей.

Весной 1949 года на огромных площа