Юный Натуралист 1988-01, страница 26

Юный Натуралист 1988-01, страница 26

Над Лос-Анджелесом давно уже ночь. Конечно, в самом городе, залитом яркими разноцветными огнями реклам, она, может быть, не так уж и заметна,-здесь же, на пляже Кабрилло-Бич, темно. Но именно сюда все подъезжают и подъезжают автомобили. На побережье то здесь, то там мелькают огоньки фонарей и фонариков, освещая набегающие на песок ленивые волны. Тысячи человек терпеливо ждут чуда — появления атерины-грунио-на.

Весной и летом, в день, когда прилив достигнет максимума, можно наблюдать икрометание атерины-груниона. В момент убывания самой высокой волны на сырой песок берега вдруг выпрыгивают небольшие серебристые рыбки длиною до 15— 17 сантиметров. Обычно это самцы. По-чему-то именно они появляются чаще всего первыми.

Проходит совсем немного времени, и вот уже на прибрежном песке извиваются десятки тысяч, а во всех местах икрометания — миллионы рыбок. С интересом наблюдают зрители, как, выбравшись из воды, самка старается достигнуть участка, которого не смогут достать лижущие берег волны. Они не достанут его ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра. Как маленькая рыбка определяет это место? Тайна за семью печатями.

Достигнув нужного места, самка начинает закапываться в песок, «ввинчиваясь» в него хвостом на глубину примерно пяти сантиметров. Войдя вертикально в прибрежный песок, она приступает к метанию икры, издавая при этом слабый писк. Может быть, именно отсюда и произошло название рыбы — гру-нион. По-испански это слово означает мычащий. Как только самка начинает закапываться, собравшиеся вокруг нее самцы выпускают молоки, которые, просачиваясь сквозь песок, оплодотворяют отложенную икру. После этого кавалеры быстро уходят в воду. Самки же в отдельных случаях остаются на берегу до 20 минут. Через три часа берег пустеет. Уплывают в океан последние рыбки, разъезжаются и расходятся зрители.

Семейство атериновых насчитывает около 30 родов, включающих 140 видов. Встречаются атерины и в наших морях: три вида в Черном и Азовском и один подвид в Каспийском. В свое время они были завезены и в Аральское море. Вообще-то атерины мечут икру на мелководье, откладывая ее на дно или водоросли. И лишь два вида из всего многочисленного семейства откладывают икру в прибрежный песок. Это можно увидеть только в некоторых районах на побережье Калифорнийского залива.

Здесь весной и летом раз в 14 дней происходят максимальные приливы, приходящиеся на ночное время. Отложенная самками в песок икра, будет находиться в «инкубаторе» до следующей высокой волны. Через восемь дней эмбрионы закончат развитие в икринках, но мальки не выйдут из них до тех пор, пока волна не вымоет икринки из песка. Вот тут-то, словно пружинки, малыши начинают выскакивать из оболочек икринок. Каждый из них к этому времени достигает примерно 6,5 миллиметра в длину.

Взрослая самка выметывает до трех тысяч икринок. И несмотря на то, что ате-рина-грунион служит пищей для многих промысловых видов рыб, она не так уж малочисленна в океане. Поэтому в определенное время года разрешен отлов гру-нионов, но лишь в некоторых местах, только при наличии лицензии и только... руками. Да, да, именно руками. А как уверяют знатоки, поймать груниона руками не так-то уж просто. Рыбка слишком скользкая и, даже поймав, не всегда удается удержать ее.

Взрослые особи далеко в океан не уходят. Обычно они живут в пределах двух километров от берега. Продолжительность жизни атерины-груниона невелика — до трех лет. Первый раз самка мечет икру в возрасте одного года.

Биологи до сих пор не могут понять, почему рыбка выбирает на побережье определенные места? Может быть, здесь играет роль особая зернистость песка или температура воды?

Е. СОЛДАТКИ Н