Юный Натуралист 1988-08, страница 20

Юный Натуралист 1988-08, страница 20

18

ЖИВЫЕ НЕМЕВШИ ПЕТ»

В этот небольшой и уютный сад почти в самом центре Москвы на проспекте Мира входишь словно в удивительный мир тишины и легенд. На шести гектарах открытого грунта, в тропических и субтропических оранжереях разместились три с половиной тысячи видов растений со всех континентов земного шара. Чего здесь только не увидишь! Русская береза соседствует с древовидным пионом из Китая, австралийская араукария— с благородным лавром из Средиземноморья, реликтовое дерево гинкго из Китая — с веймутовой сосной из Северной Америки.

Ходишь по этому необыкновенному оазису — и вдруг ловишь себя на мысли, что совсем рядом кипит жизнь современного города, а здесь, на чудом сохранившемся островке зеленой экзотики, не замечаешь ни шума, ни времени, как будто с помощью какой-то таинственной силы переносишься из века скоростей в далекую старину.

Последнее не так уж далеко от истины. Проходишь по тенистому парку с вековыми липами, дубами и лиственницами. Присматриваешься к древним вязам. Их история уходит в такое далекое прошлое, что, живи мы с вами в то время, были бы современниками Емельяна Пугачева, победы русской армии над воинственным прусским королем Фридрихом II...

И все-таки не вязы, не вековые дубы являются патриархами этого мемориального уголка уникальной природы. «Преданья старины глубокой» донесли до нас волнующие свидетельства того, что есть

среди деревьев те, что посажены руками Петра I. Одна из легенд, например, гласит, что однажды рассердился Петр I на своих придворных, в страшном гневе ткнул ивовой палкой в берег пруда да так и оставил палку. С тех пор прошло почти три столетия, и сегодня на том самом месте склонила густые ветви к воде старая кряжистая ветла. Ее могучий ствол с трудом могут обхватить 5 человек. Установлено, что возраст ветлы — около 300 лет.

' Недалеко от нее, рядом с ясенем и каштаном, стоит сухая старая лиственница. Существует поверье, что в нее три раза ударяла молния. И действительно, в верхней части дерева можно обнаружить, что повреждена, будто оплыла кора, отмерла часть кроны, и похоже, что не ветви приобрели сейчас причудливую форму, а те молнии навсегда застыли на дереве. Говорят, что посадил эту лиственницу также Петр Великий.

...Это было время, когда Россия, ведомая твердой рукой Петра, все увереннее выходила на мировую арену. Ей предстояло испытать всю тяжесть шведского нашествия. Петр I торопился с созданием регулярной армии и флота.

В этот период особенно большое внимание в государстве уделялось развитию лечебных учреждений для обслуживания армии. По указу Петра в 1706 году в Москве были открыты военный госпиталь, хирургическое училище, анатомический театр и «аптекарский огород» — предшественник Ботанического сада.

Подобные «огороды» существовали во