Юный Натуралист 1988-08, страница 23

Юный Натуралист 1988-08, страница 23

поднимается настроение и прибавляются силы. Белое ягельное покрывало под ногами хрустит и проламывается, как свежий лед. При полном штиле ветки и кроны дальних сосен плавно изгибаются и колеблются, словно плывут в поднимающихся потоках разогретого воздуха.

После дождя бор некоторое время стоит в безмолвном оцепенении, постепенно наполняясь радостным гамом лесных обитателей. Ягель, напившись воды, набухает, становится упругим. На каждой хвоинке висят изумрудные капли дождя, переливаясь в лучах ясного послегрозового солнца, и создают волшебный ореол из множества разноцветных бликов и ярких точечных вспышек вокруг каждого дерева. В эти мгновения с необычной силой осознаешь, как велико мастерство природы, сотворившей такое чудо.

Кажется, что ничего прекраснее в мире нет и быть не может. Но придешь сюда же в тихие утренние или вечерние часы, когда бор золотой, и опять изумляешься. Это тот же самый лес, но и не тот! Он стоит величественно-спокойный и немного загадочный. Лишь иногда его покой нарушат пронзительный крик вечной непоседы сойки да монотонное кукование кукушки. И ты проникаешься его торжественностью и долго стоишь, любуясь закатом солнца сквозь ажурные кроны сосен.

Как одно большое живое существо, сосновый бор утром просыпается, днем работает, устает и отдыхает в ночные часы, страдает от жажды и жадно утоляет

21

ее во время дождя. Он имеет свой язык, и внимательный человек многое может узнать и понять из его спокойного и ласкового, а иногда испуганного и тревожного разговора.

Не только духовной пищей одаривает бор человека: после теплых летних дождей дружно поднимаются, пробиваясь через переплетение ягеля коричневой шляпкой, веселые и крепкие белые грибы; осенью краснеет лес россыпями брусники. На урожай ягод и шишек собираются глухари и тетерева, рябчики и белки. Боры с наиболее высокими и ровными деревьями в старину называли мачтовым или корабельным лесом, так как шел он на корабельные надобности. Если с умом пользоваться неиссякаемыми запасами этой лесной кладовой, их хватит на очень многие поколения людей.

Здоровый лес — это прохлада и красота. Деревья там сильные, ровные, травы высокие, много птиц, насекомых.

А те участки, которые изъезжены машинами, захламлены разными строительными отходами, словно взывают к нашему милосердию. Такому измученному лесу нужна любая помощь, пусть даже самая незначительная.

Читаем письма Почемучек.

Я ДАЛА КЛЯТВУ

Каждое лето проводим мы в деревне. Хорошо изучила округу — ходили сначала с мамой, потом с девочками. Прошлым летом, собирая сыроежки, я вдруг в куче ржавой проволоки увидела удивительной красоты птичку. Она уже совсем обессилела, никак не может выпутать лапки. Кое-как разрезала я ножичком проволоку и отпустила птичку. И тут я словно в первый раз огляделась вокруг. Всюду валяется битое стекло, какие-то мешки, остатки бетонных плит... Как же я этого не замечала? Что же мы, люди, делаем с лесом, которому должны поклоняться?!

И поклялась я этому лесу, самой себе, что как только могу буду исправлять человеческое невежество. Теперь каждый день хожу в лес и убираю мусор, проволоку. У меня много помощников. Сейчас уже создалась группа — три девочки и два мальчика. В лесу выбираем подходящие ямки, все отходы складываем и