Юный Натуралист 1988-10, страница 27

Юный Натуралист 1988-10, страница 27

водами. В итоге рыбы, обладающие уникальным свойством — хомингом (стремлением отложить икру именно в том месте, где когда-то сами вылупились из икринки, и способностью ради этого преодолеть невероятные природные препятствия), пасуют перед преградами, поставленными человеком. Неотложенная икра гибнет в теле рыбы, а та, что попадает на засоренные нерестилища, смывается водой, ее съедает кто попало. Чудом же уцелевшая отравляется сточными водами.

Более века назад человек попытался взять на себя воспроизводство рыб. В 1836 году в Шотландии впервые вырастили из икринок молодь лосося. Зарождение осетроводства в России относится к 1868 году. Сейчас только в нашей стране работает несколько сот рыбоводных заводов. Каждый год они выпускают в реки примерно 130 миллионов мальков осетровых и более миллиарда — лососевых рыб. Казалось бы, проблема решена. Ценные виды рыб не только спасены от занесения в Красную книгу, но и должны прямо-таки переполнить рыбные прилавки. На самом деле осетрина и лососина редчайшие украшения магазинов. В чем же дело?

Есть на Кольском полуострове речушка Лувеньга. Каждый год примерно 2000 диких годовалых мальков лосося выходят из нее в море и лишь около 60 взрослых рыб возвращаются через три года к родным берегам. Кроме этого, в Лувеньгу выпускает' 20 тысяч мальков-трехлеток Кандалакшский лососевый завод Мурманрыбвода. Каждый из которых обходится заводу в 1 рубль 32 копейки.

Из них вернутся единицы. Остальные погибнут. Либо от хищников, поскольку не сталкивались с ними и не знают, как надо спасаться. Или от голода, так как привыкли к искусственным кормам и не обращали внимания на речных насекомых, рачков и личинок. Вымирают в морской воде, не пройдя до конца сложного процесса перестройки организма при переходе от пресноводного образа жизни к морскому. Не успели же подготовиться мальки потому, что их стремительно снесло в море течением. Ведь они не умеют сопротивляться течению. А устав, не привыкли использовать укрытия: камешки, ямки, растительность, более спокойные места.

И не только спасаться, кормиться, плавать не умеют заводские мальки. Они

ФЕЗВстрдне

ш

ГШШ1

не умеют главного для всех молодых организмов — учиться. Медленно, с трудом приобретают новые навыки по мере изменения окружающей среды, иными словами, обладают очень низкими адаптивными возможностями нервной системы. Почему же это происходит?

Еще в сороковых годах американский физиолог Д. Хебб узнал, что крысята, выращенные вместе с братьями и сестрами в так называемой информационно обогащенной среде — обширной клетке с игрушками, лесенками, лампочками,— обучаются потом любым навыкам гораздо лучше животных, содержавшихся поодиночке в тесных, светозвуконепрони-цаемых коробках. Информационно обогащенная среда изменяла даже строение мозга. Вот как велико было ее влияние! У крысят утолщалась кора мозга, особенно зоны, связанные с определенным характером воздействия. Например, стимуляция светом увеличивала зрительные области коры, звуком — слуховые. Словно тренированные мышцы, разрастались тела нервных клеток и их отростки, через которые образуются сложнейшие нервные сети, мозговой фундамент различных видов поведения.

Может быть, причиной «тупости» заводских мальков и было недоразвитие мозга, вызванное информационной скудностью на рыбоводных заводах? Ответить на этот вопрос помогло сравнение адаптивных возможностей мозга «инкубаторских» и диких мальков.

Уже самые простые исследования молодого ученого из ЦПАУ Олега Кучерова и студента МГУ имени М. В. Ломоносова Александра Козлова показали поразительную разницу между мозгом дикой и заводской молоди. У речных мальков он весил больше, чем у рыбозаводских, причем у осетрят в основном за счет переднего мозга, а у пестряток (молоди лосося) — среднего. В прозрачной чистой воде морей и каменистых речек лососям надежнее служит зрение. Обработка зрительной информации как раз и ведется в среднем мозге. А в мутной илистой воде, где осетровые рыбы буквально ползают брюхом по дну, им помогает ориентироваться обоняние. Анализом обонятельных стимулов занят передний мозг. Вот почему именно эти отделы мозга были сильнее