Юный Натуралист 1988-10, страница 28

Юный Натуралист 1988-10, страница 28

26

развиты у диких мальков, которым постоянно приходится «глядеть в оба» или «держать нос по ветру», вернее, по течению, в отличие от промышленных, живущих на всем готовом и не напрягающих ни зрение, ни обоняние.

Людмила Витвицкая, Галина Голова-тюк и Владимир Климонов «экзаменовали» в аквариуме, разделенном перегородкой на две части, умственные способности пестряток. Попеременно то на одной, то на другой половине вспыхивал свет. Если после этого малек добровольно не переплывал через отверстие в перегородке с освещенной стороны аквариума на затемненную, его слабым ударом выгоняла специальная рамочка.

Пестрятки-дикари уже с 3—5 попыток обучались уплывать из освещенной части аквариума, не дожидаясь удара рамкой. До конца опыта они так и сновали, как серебристые челноки, причем делали это и на следующий день без всяких напоминаний. Зато заводская молодь даже к концу опыта уплывала от света только на каждую 3—4-ю вспышку. На следующий день обучение всех промышленных мальков приходилось начинать заново.

Для осетрят и севрюжат задачу пришлось немного упростить. Эта оказалась им не под силу. Свет теперь постоянно горел только на одной половине аквариума. В течение нескольких минут малек выбирал, где ему больше нравится: на свету или в темноте. Тогда на дно понравившейся стороны аквариума помещали пластинку с шипами, которые раздражали брюшко мальков. Дикие осетрята и севрюжата быстро разобрались, в чем дело, и редко заплывали на ранее выбранную территорию. Уплывали туда, где дно гладкое. Гораздо медленнее учение давалось заводским малькам.

Адаптивные возможности промышленных мальков заметно повреждаются и в результате искаженного генетического отбора на рыбоводных заводах. При большой тесноте, в которой там живет молодь, слабом течении, отсутствии хищников, изобилии корма легче выживают прожорливые, малоподвижные, а потому быстро растущие рыбы. Но им-то и отдают предпочтение рыбоводы. Ведь чем больше весят выпускаемые мальки, тем выше считается качество рыбоводной продукции. А в реке другие законы. Выживают шустрые, поджарые мальки, умеющие быстро удирать от хищников,

долго голодать. Как раз те, кого выбраковали в рыбоводном бассейне.

Сотрудники молодежного коллектива «Опыт» Михаил Офицеров, Татьяна Голованова и аспирант Дмитрий Серов провели молекулярно-генетические исследования, которые подтвердили, что рыбоза-водская молодь отличается от своих речных собратьев. Прежде всего это относится к вялым обжорам. Генетический аппарат мелких и подвижных мальков оказался гораздо ближе к дикому типу. Выбраковка мальков по весу уже в обозримом будущем может привести к печальным последствиям. Мало того, что в реках и морях будут плавать совсем другие осетры и лососи, «загрязнение» природных популяций неполноценными особями с рыбоводных заводов может привести к вырождению осетровых и лососевых рыб.

Не только генетики, но и все члены коллектива «Опыт», разработавшие в итоге 54 поведенческих, нейроанатомиче-ских, биохимических и прочих показателей, по которым можно было сравнивать диких и промышленных мальков, пришли к выводу: пора искать способы повышения адаптивных возможностей заводских мальков, открыть своеобразную «школу жизни» для Них.

В первую такую школу, которая уже работает на Кандалакшском рыбоводном заводе, в качестве наставника пригласили... рыбу-хищника форель. Несколько зубастых «учителей» поместили в клетку, которую установили в центре круглого бассейна. Именно здесь, где слабее всего течение, скапливаются ленивые заводские пестрятки. Мальки легко проходят через ячейки клетки с форелями и могут выбирать — держаться ли им у края бассейна, на сильном течении, или в центральной зоне, где находятся огромные по сравнению с ними хищники. Большинству мальков хватает ума, чтобы оставаться у стенок бассейна. Правда, форель — хищник умеренной агрессивности, не то, что щука или те же самые лососи через несколько лет. Форель больше пугает, чем нападает. Но совсем ослабевшая больная рыбка обязательно станет добычей «учителя».

Форель делает сразу четыре полезных дела. Во-первых, учит пестряток убегать от хищников, которые встретятся им в реке. Во-вторых, тренирует их силу и умение сопротивляться течению — учит плавать. В-третьих, работает санитаром, пре