Юный Натуралист 1988-10, страница 38

Юный Натуралист 1988-10, страница 38

36

высокой травой, можно обнаружить выдровую «купальню» — неглубокую, в несколько сантиметров, лунку в песке, где зверек валяется и катается на спине, боку, брюхе, вылизывает мех, чешется. Иногда таким «купальням» присущ специфический резкий запах. Предполагают, что другие выдры по этому запаху получают информацию о побывавшем здесь животном.

Для жилья выдра выбирает старую бобровую нору, прикорневую пустоту или какую-нибудь промоину. При необходимости расширяет жилище, натаскивает туда сухую траву и листья, делает один или несколько отнорков под воду, благодаря чему всегда может уйти от опасности.

Еще одна «достопримечательность» местообитания выдры — катальные горки. На каком-нибудь крутом берегу можно обнаружить хорошо укатанный след от скользившего на брюхе зверька. Зимой — желоб в снегу, летом — накатанная глинистая дорожка. Выдра с огромным удовольствием по многу раз забирается на вершину такой горы, ложится с разбегу на брюхо и съезжает в воду или просто вниз. Около этих мест выдра подолгу играет. Увидеть такие игры в природе, конечно, редко кому удается. В неволе же их можно наблюдать очень часто.

Любимая игра выдры — погоня за кончиком хвоста или за задней лапой. Так она крутится и в воде, и на суше. Находясь в речке, выдра хватает зубами и придерживает передними лапами заднюю, или держит мордочку в сантиметре от кончика хвоста, делая вид, что никак не ухватит его. В таком положении вертится колесом, то ныряя, то выныривая. Когда выдре надоест гоняться за этой «добычей», она устраивает «охоту» на свою заднюю лапу: прижавшись к земле и затаившись, делает вид, что внимательно за ней наблюдает, затем неожиданно бросается на нее. Когда и это наскучит, выдра бросается в воду, носится там то на брюхе, то на спине, то вращаясь вокруг своей оси. Любит выдра поиграть и с пойманной рыбкой. Так же, как кошка с мышкой. Наигравшись, выдра ложится на берегу, иногда наполовину в воде, берет рыбку «ладошками» и съедает ее.

О том, как выдры ладят друг с другом, известно не так много. Самцы, например, дерутся. Самки живут со своими щенками, которые держатся с матерью около

года. К такой семье может присоединиться самец, но это бывает обычно в сезон размножения. В другое время они стараются держаться поодиночке. Все это выяснено из отдельных редких наблюдений. В целом же, как показали шведские зоологи, в каждой популяции выдр существует система иерархии, в которой одни зверьки подчиняются другим. Доминирующие самцы занимают более благоприятные места. Звери низших рангов избегают даже тропы, которыми те пользуются, предпочитая ходить по другим путям и не попадаться им на глаза. Если же доминант исчезает, его ранг переходит к другому самцу. Тот начинает пользоваться тропами предшественника и вести себя соответствующе.

При такой жизни, когда звери видятся между собой редко, особенно важную роль играют запаховые метки, по которым животные могут получить информацию друг о друге. Такой способ общения зоологи называют опосредованной хемо-коммуникацией и стремятся глубже изучить это явление.

В местах, которые посещают несколько животных, можно найти устроенные ими своеобразные «сигнальные пункты», где выдры оставляют свои метки на камнях или кочках, а если таких объектов нет, зверьки сооружают их сами: нагребают на берегу небольшие кучки песка, мелких камешков или опавшей листвы и оставляют свои выделения на них.

Животные общаются между собой и посредством визуальных и звуковых сигналов. Правда, эти стороны жизни изучены совсем мало.

Выдра издает довольно разнообразные звуки: стрекочет, верещит, шипит, свистит. Испугавшийся чего-либо зверь шипит тем сильнее, чем ему страшнее. В конце зимы и в начале весны, когда у животных наступает сезон размножения, можно услышать довольно мелодичный свист. По-видимому, это помогает зверькам обнаружить друг друга, повышает вероятность их встреч. Играющие сами с собой выдры издают своеобразное верещание или стрекотание.

Как-то мне пришлось записывать на магнитофон это стрекотание: выдра играла со своим хвостом, который безуспешно пыталась догнать, и стрекотала то сильнее, то слабее. Записав несколько серий этих звуков, я решил проверить качество записи. Перемотал пленку, включил вое-