Юный Натуралист 1990-04, страница 15

Юный Натуралист 1990-04, страница 15

Кто из любителей природы не мечтает побывать на тетеревином току? Чтобы увидеть этот захватывающий и красочный спектакль, нужно на исходе апрельской ночи осторожно пробраться в шалаш, заранее устроенный на окраине затерянного в лесной чаще торфяного болота.

Немного ожидания — и предрассветная тишина сменяется первыми аккордами музыкального вступления. Сперва доносится длинное, монотонное бормотание, напоминающее бульканье воды, льющейся в ведро, затем — громкое и отрывистое «чуфыканье», переходящее в длинное шипение. К звукам пробуждающегося тетеревиного ансамбля присоединяются флейты дроздов, встречающих рассвет на верхушках высоченных елей. Еще несколько минут — и занавес предутренней тьмы медленно тает, открывая перед нами панораму тока.

Среди сизой, прошлогодней травы, поседевшей ночью от инея, между торфяных кочек и пятен оставшегося кое-где снега отчетливо видны крупные иссиня-черные птицы с алыми бровями и белыми подхвостьями. Это косачи — самцы тетерева, названные так за удлиненные, изогнутые перья хвоста — своеобразные «косы». Словно заводные игрушки, птицы семенят по токовищу — то устремляются навстречу друг другу, то со всех ног улепетывают в разные стороны, будто испугавшись один другого. Некоторые косачи, решив основательно выяснить отношения, вступают в настоящие схватки. Время от времени тетерева подпрыгивают и пролетают несколько метров, как будто желая похвастаться яркими белыми отметинами на крыльях. Разыгрывается настоящий рыцарский турнир, участники которого во что бы то ни стало стремятся удержать свое право на владение определенной территорией для токования.

Увлекшись наблюдениями за междоусобицами косачей,

ТЕТЕРЕВ

мы не сразу заметили, что на тетеревиное ристалище пожаловали дамы. Впрочем, их углядеть и в самом деле нелегко. По сравнению с франтоватыми петухами тетерки одеты более чем скромно. Однако это нисколько не снижает их привлекательности в глазах темпераментных ухажеров. И хотя никому из претендентов нельзя отказать в усердии, особой благосклонностью самок пользуются, как правило, всего один-два косача, сумевшие занять и отстоять свои территории в наиболее престижном месте в самом центре токовища.

С восходом солнца азарт участников турнира спадает. Недавние соперники как ни в чем не бывало собираются вместе, к ним присоединяются их подруги, и дружная тетеревиная стая в полном составе отправляется путешествовать по лесным опушкам, просекам и заболоченным полянам в поисках весенних деликатесов. Ведь на обширных проталинах уже появились нежные зеленые всходы, вытаивает из-под снега прошлогодняя клюква и брусника — словом, есть чем разнообразить рацион после надо

13

евших за долгую зиму березовых почек и сережек. К заходу солнца птицы вновь спешат к месту тока, чтобы принять участие в вечернем турнире. Здесь же, поблизости от ристалища, они останутся дожидаться утра.

Когда приходит время позаботиться о потомстве, стаи распадаются до осени. Доблестные рыцари ни о гнездах, ни о птенцах нччего знать не желают. Лишь только минует пора токовых турниров, косачи уединяются в непролазных кустарниковых дебрях на лесных опушках, где и живут все лето, пережидая долгую и скучную линьку. Зато у самок забот полон рот! Надо подыскать укромное место для гнезда, отложить яйца, высидеть птенцов. И как только последний отпрыск освободится от скорлупы, мамаша спешит увести выводок в самые густые заросли, где и занимается воспитанием потомства до осени.

В разгар листопада на опушках вновь появляются тетеревиные стаи. Опять по округе разносится бормотание косачей, словно они делятся друг с другом лесными новостями, накопленными за время летнего отшельничества. Надо обсудить и будущую зимовку: вспомнить березовые рощи с самыми вкусными сережками и почками, укромные лесные поляны с рыхлым и глубоким снегом, куда придется укрываться от стужи не только ночью, но и днем. Не в привычках тетеревов разгуливать по сильному холоду — в трескучие морозы птицы кормятся не более двух часов в сутки, проводя все остальное время в относительно комфортабельных подснежных спальнях. Неудивительно, что к рассказам взрослых, умудренных жизненным опытом птиц внимательно прислушиваются молодые тетерева, которым предстоят первые встречи с морозами и вьюгами.

В. ИВАНИЦКИЙ,

кандидат биологических наук