Юный Натуралист 1990-04, страница 18

Юный Натуралист 1990-04, страница 18

16

В пределах озера тюлени совершают небольшие сезонные миграции. Зимой живут в средней части водоема. Весной по мере взламывания льда и переноса его на север постепенно передвигаются в том же направлении. Летом обитают в самой северной части озера, где главным образом самки в светлое время суток формируют береговые лежбища. В осенние месяцы с началом появления неподвижного ледяного покрова животные переходят к западному побережью Байкала, а затем концентрируются в центральной части водоема.

Байкальская нерпа питается преимущественно рыбой. Она обычно охотится в хорошо освещенном тридцатиметровом слое воды. Здесь и отдыхает, пока хватает запаса кислорода. В зависимости от времени года предпочитает из рыб большую и малую голомянку, желтокрылку, песчаную ши-роколобку, несколько видов бычков. Омуль, сиг, налим, язь редко служат пищей тюленю. Он их просто не может догнать. А если и настигает, то только ослабленных болезнью рыб. Нерпа ловит преимущественно рыбу мелкую — до 10, реже — 15—17 сантиметров длиной. Ведь она не пережевывает пищу, а заглатывает ее целиком. Зверь съедает в сутки более восьми килограммов рыбы.

Какова численность нерпы в Байкале? По одним данным, она составляет 58, по другим —80— 100 тысяч зверей. Как видите, расхождения значительны. Разнобой в подсчете животных может

причинить непоправимый урон популяции нерпы. Завышенные или заниженные оценки численности животных, как показывает практика, наносят огромный вред биологическим природным ресурсам. Точность в учете ластоногих крайне важна для принятия тех или иных решений, тактики освоения и охраны Байкала.

В настоящее время добыча тюленя на Байкале составляет в среднем семь тысяч голов в год. Еще до трех тысяч бьют браконьеры, причем часто добывают тощих зверей, из которых не менее половины тонет.

Промысел нерпы на озере дело сложное и довольно опасное. Охота ведется сравнительно древним, однако надежным способом. Ближе чем на 70 метров эти животные человека не подпускают. Поэтому охотники в маскировочных белых халатах подкрадываются к ним, подталкивая перед собой специальные санки, прикрытые небольшим парусом, за которым прячутся. Когда же озеро освобождается от ледяного покрова, роль санок выполняет обычная лодка, тоже прикрытая в носовой части белым парусом. Добыча нерпы требует осмотрительности! На ледовом покрове, вдали от берегов, охотника подстерегают трещины, припорошенные снегом, ледяные разломы, чуть затянутые корочкой льда, и коварная сарма (горный ветер). Были случаи, когда жесткий ветер прихватывал охотников далеко в открытом озере и уносил их по льду на противоположный берег к скалам.

Мех нерпы высоко ценится на международных пушных аукционах, особенно шкурки куматканов с красивым серебристо-серым оттенком. Очень хороша и прочна шкура взрослых животных, которая используется как кожевенное сырье. Из меха нерпы шьют теплые шапки, рукавицы, унты и даже ковры. Высококачественный жир зверя употребляют в пищу, а также для технических и медицинских нужд. Он целебен, питателен и по своей калорийности мало уступает свиному. В свое время жиром нерпы народные целители лечили туберкулез, болезни бронхов, язвы желудка и кишечника. В среднем от зверя можно получить более 20 килограммов жира. Мясо его, особенно ласты, употребляют в пищу. Оно по вкусу напоминает куриное, и когда-то из него изготовляли вкусные консервы. В начале века изысканным лакомством зверобоев считалась сырая печень нерпы, богатая витаминами.

Мясо животных в основном направляется на корм песцам, жир и сало на птицефабрики, свинофермы. Шкуры, как правило, солят и бочками отправляют в далекие края из-за отсутствия собственной обрабатывающей базы. От долгого хранения они часто портятся. Местное население использует шкуры в крайне ограниченном количестве. В недалеком будущем, надо надеяться, здесь появятся новые современные предприятия, базы традиционного промысла. Их нужно создать там, где имеются искусные мастера по перёра-