Юный Натуралист 1990-04, страница 21

Юный Натуралист 1990-04, страница 21

19

вы там больше нет — какой-то «умник» решил сжечь прошлогоднюю траву, и огонь уничтожил растения вместе с корневищами. А еще я встретил в Смоленске женщину, торгующую поникшими букетиками сон-травы. И люди равнодушно проходили мимо, либо покупали эти жалкие букетики, не думая о том, что вот так уничтожаются последние реликты.

В борах вокруг Смоленска редко теперь встретишь и пролеску, и ветреницу, и гусиный лук, даже лесную герань, которая была столь обычна!

•Не останемся ли мы с одним только бурьяном?

Если бы люди учитывали опыт, накопленный целыми поколениями, изучали бы народные предания, легенды, насколько бережнее обращались бы мы со всем тем, что нас окружает. Вот что рассказывает Почемучка, которая в прошлом году закончила школу с золотой медалью и работает в газете «Черноморская здравница».

ПТИЦА С ТЫСЯЧЬЮ ГЛАЗ

В сочинском дендрарии, куда я часто хожу, живут павлины. Одна из служительниц дендрария, давно здесь работающая, рассказывала мне, как ведут себя некоторые посетители. Один раз она услышала крик павлина. Бросила свою работу, кинулась к птице. А это, оказывается, парень с девушкой развлекаются: наступили на павлиний хвост—перья так и посыпались.

V У

Да, страдают павлины из-за красивого хвоста, вернее, надхвостья. По древней индийской легенде — это подарок павлину от бога Индру. Разгневались как-то боги на провинившегося Индру. Ни в земле, ни под землей, ни в воде, ни в небе не мог укрыться он от их гнева. И выручил его павлин — прикрыл своим хвостом. За это Индру наградил птицу еще более роскошным надхвостьем с тысячью глаз, но предупредил, что перо павлина нельзя брать в дом — оно «сглазит» счастье.

Королевская осанка, роскошное оперение, корона-хохолок. Поистине павлин — царь-птица среди куриных и такая беззащитная перед современным «царем природы» — человеком...

Юлия БАРАНОВА,

г. Сочи

В глубокой древности человек, конечно, не мог предвидеть, что его далекие предки доживут до страшных экологических бедствий. Но даже в ту далекую пору он осознавал свою зависимость от природы, умел поклоняться ей и всеми силами беречь. У «лесных людей» — удэгейцев (жителей Дальнего Востока) — был такой обычай: в пень срубленного дерева надо было обязательно вставить ветку от него — его живую душу, чтобы она воплотилась в новое дерево. У многих народов были свои священные урочища, рощи — прообразы нынешних заповедников. К счастью, эта традиция — заповедание отдельных уголков земли — никогда не прерывалась. И теперь во всем мире создана большая сеть заповедников, где природа остается в неприкосновенности, а происходящие в ней различные процессы изучаются.

В одном из самых известных заповедников нашей страны довелось побывать московской школьнице.

РАСТИТЕ, ЖУРАВЛЯТА!

Окский государственный биосферный заповедник находится под Рязанью. Первоначально он предназначался для охраны выхухоли. Позднее здесь возникли питомники для разведения редких видов журавлей (серого, черного, японского, даурского, стерха, красавки) и хищных птиц (сапсана, беркута, кречета, орла, грифа). Охраняются также мелкие и крупные животные, растения.

з*