Юный Натуралист 1990-04, страница 22

Юный Натуралист 1990-04, страница 22

Существует легенда, что некогда в здешнем бору обитал благородный разбойник Брыкин. Он отбирал у богачей деньги и раздавал их бедным. Отсюда и название поселка, расположенного на заповедной территории, - Брыкин Бор.

Журавлиный питомник заповедника приобрел мировую известность. Канадский орнитолог Дж. Арчибальд, один из основателей Международного ([зонда журавлей, отметил высокий уровень проводимой здесь научной работы. С этим питомником связана история восстановления в нашей стране популяции исчезнувшего вида — белого журавля-етерха.

Просторные вольеры, утепленные домики с инфракрасной подсветкой расположены прямо в сосновом бору. Разработан рацион кормления птиц, режим дня. Особенно пристально надо следить за птенцами, которые только что вылупились из яйца. Имена, которые дают орнитологи журавлятам, указывают на район распространения данного вида: две красавки — Кундыз и Жалдаз, пара японских — Окаяма и Кицуки, канадский — Алабама, серый - Майпар, черный -Туарек. Ежедневные прогулки с этой «интернациональной» группой в лес или на речку доставляли мне большую радость.

Кундыз и Жалдаз - самые дисциплинированные, всегда идут в «первой паре», Окаяма и Кицуки, гораздо крупнее и долговязее остальных птенцов, тащатся позади — не торопятся. Алабама обожает блестящие предметы и поэтому постоянно отвлекаемся ----- увидит колечко или пуговицу, сразу хватает клювом, пытается сорвать. Любопытный Майпар ковыляет отдельно от всех - повредил

ножку. Туарек — забияка, щиплет не только соседних птенцов, но и взрослых птиц, те смотрят на него с укоризной, но терпят.

Какими они вырастут, наши журавлята, куда полетят? Очень бы хотелось знать их дальнейшую судьбу.

Елена БЫЧИХИНА,

Москва

Когда-то самым распространенным и увлекательным летним занятием сельских ребятишек была ловля раков. Они водились везде, чуть ли не в каждой речушке. Теперь найти рака довольно трудно — они ведь любят чистые реки. Наш гость, сотрудник лаборатории охраны редких беспозвоночных ВНИИ «Природа», нашел такую чистую речку, а в ней — редкий вид рака. Произошло все это на границе Уссурийского заповедника. Послушайте рассказ Руслана Олеговича Бутовского.

РАК ШРЕНКА

В кристально чистой воде реки Волхи какие-то темные тени метнулись от берега и исчезли иод камнями. Замечаю, что очертания теней как будто не рыбьи.

Снимаю обувь, лезу в воду. Сверху припекает, день выдался жаркий, воздух нагрелся до 30 градусов, а вода обжигает холодом. По зато и поиски увенчались успехом: в каждой руке я держу за панцирь по небольшому раку. Растопырив