Юный Натуралист 1990-10, страница 8

Юный Натуралист 1990-10, страница 8

6

из 86-й школы была действительно их позицией. И пионеры, и ребята старших классов включились в выполнение этой программы. Они встретились за круглым столом с учеными — преподавателями вузов города — и вместе обсудили различные вопросы экологии. Говорили об использовании удобрений в сельском хозяйстве, о строительстве в черте города атомной станции, о состоянии водоемов и многом другом. Затем ребята побывали на Нововоронежской АЭС и пригласили в школу специалистов-атомщиков, приезжавших в Воронеж из Москвы. Такие встречи с учеными помогли детям правильно понять многоплановость и сложность отношений между обществом и природой.

Занимались ребята и благоустройством территории в своем микрорайоне, ухаживали за лесонасаждениями, охраняли весенние цветы от любителей собирать букеты. А чтобы лучше узнать свой край, провели игру-олимпиаду «Ты — во-ронежец». Они даже организовали дискотеку, средства от которой перевели в фонд зоопарков.

Но главной заботой школьников было состояние окружающей среды своего района. Они считали, что каждого касается, чем дышат живущие здесь люди. Поэтому ученики старших классов провели разведку по всем предприятиям Железнодорожного района, выясняя источники загрязнения атмосферного воздуха и водохранилища. А надо сказать, что именно этот район самый промышленный в городе и из-за вредных выбросов заводов считается неблагополучным в экологическом отношении.

Вообще в атмосферу Воронежа ежегодно поступает 41,4 тысячи тонн вредных веществ, среди которых сернистый ангидрид, оксид углерода, дивинил, свинец... К этому следует прибавить тысячи тонн химических соединений, попадающих в воздух с отработанными газами транспорта. И каждому местному жителю достается всех этих выбросов на сотни килограммов более нормы! Такое массовое удушение народа происходит в результате сильного запаздывания с вводом в действие очистных сооружений, особенно на предприятиях химической промышленности.

В стремительное загрязнение окружающей среды большую лепту вносит и Железнодорожный район. Здесь мне

рассказывали про цех № 26, который производил хрусталь и выбрасывал при этом на улицы своего района опасные дозы свинца. Люди узнавали об этом своими легкими, расплачивались своим здоровьем. Не раз приходилось слышать: нам не нужен хрусталь, мы проживем без него, только бы нас не отравляли. Усилиями общественности цех временно удалось закрыть. Но сколько еще источников такой угрозы здоровью остается!

Много лет дымит, отравляя всю округу, вагоноремонтный завод имени Тельмана, котельная которого работает на угле. Решения горисполкома о переводе котельной на природный газ упорно не выполняются из года в год. Этот завод известен к тому же не только своими вредными выбросами в атмосферу, но и загрязнением Воронежского водохранилища, в которое спускается мазут порциями в 1,5 тонны! Что это — сиюминутное потребительство самоубийц или нравственное падение?! Руководители предприятия начисто забыли о своей ответственности перед будущим, перед собственными детьми. И дети вынуждены были напомнить им об этом.

Собирая сведения, ребята обратились и в специальные управления, и в комитет по охране природы, и на санэпидстанцию. К этой работе тщательно готовились, даже придумали специальную «памятку группе разведки». Только, к сожалению, не все взрослые поняли серьезность ребячьих дел. На предприятиях посланцам школы выдавали сведения трехлетней давности, и они не созпадали с данными комитета по охране природы. И чтобы узнать, сколько ядовитого дыма и копоти производит предприятие, приходилось действовать через родителей. Только такого папу за помощь детям начальство потом очень ругало и лишало премии. Но, несмотря на трудности, «разведка» в итоге собрала и принесла в школу много материалов, в основном неутешительных. Здесь их изучили и проанализировали.

Чтобы привлечь к тревожным фактам внимание и работающих на предприятиях, и руководителей, ребята решили провести экологический митинг-манифестацию, пройти по своей улице с лозунгами в защиту жизни.

Решали ребята. Но они были не одиноки. Позицию участников экологической акции разделяли учителя и директор.