Юный Натуралист 1990-12, страница 25

Юный Натуралист 1990-12, страница 25

29

Отправляясь во Вьетнам, я, конечно, знал, что дикие слоны там должны быть. Ведь индийский слон распространен практически по всей Юго-Восточной Азии, хотя встречается редко и даже внесен в Красную книгу. Но одно дело знать, а другое — иметь возможность встретиться со слонами в природе.

Впервые я столкнулся с тем, что слоны действительно живут где-то рядом с нами во время работы на плато Тайн-гуен при изучении фауны одного из тропических лесных массивов. В заросшей высокой травой долине на берегу реки Кон, недалеко от великолепного по своей красоте водопада, наш отряд неожиданно натолкнулся на останки трех слонов. Огромные кости были разбросаны по долине, удалось найти даже один бивень. Мы тут же решили пополнить коллекции отечественных зоомузеев — привезти в Москву зубы слона, которые прекрасно сохранились.

Зубная система у слонов интересна и своеобразна. У них совершенно отсутствуют клыки. Есть только два резца на верхней челюсти — они выступают далеко вперед. Это — бивни, которые составляют предмет особого интереса людей. Но не у всех слонов они есть: на северо-востоке Индии самцов слонов без бивней примерно половина, в Южной Индии больше слонов с бивнями, а в Шри Ланке — больше без бивней. В отличие от . своих африканских родственников самки индийского слона бивней вообще не имеют. Кроме бивней, у слонов- есть щечные зубы, или, как их называют, предкорен-ные и коренные. Из них одновременно функционирует только по одному зубу в каждой половине челюсти. По мере изнашивания они заменяются новыми, которые прорезаются позади и продвигаются вперед на место сточенных и выпавших. К 50—60-м годам запас щечных зубов полностью иссякает, и для слона наступает тяжелая «беззубая» старость. Такие щечные зубы и попали в наш рюкзак, который мы с трудом дотащили до ожидавшей нас машины.

...Наш стационар находится у деревни Буон Лыой, которая расположена на дороге, когда-то проходившей через лес. Шло время, вьетнамцы постепенно осваивали эти места, вырубали лес сначала вдоль дороги, затем все дальше от нее. Вместе с лесами исчезали и многие их обитатели.

Теперь нам приходится выезжать в разные концы леса то на один, то на несколько дней. Наиболее часто и надолго ездим по дороге в сторону Контяранга и дальше, километров за пятьдесят от Буон Лыоя. Пока это наименее тронутые человеком леса. Дорога поднимается все выше в горы, и в том месте, где мы устроили свой лагерь у ручья, она проходит на высоте около тысячи метров над уровнем моря. Это верховья небольшой речки Дак Ре, которая вбирает в себя со всех сторон массу больших и маленьких притоков, превращаясь в полноводную реку Сонг Ре.

Место совершенно дикое и безлюдное. Именно в таких первозданных уголках и живут еще оставшиеся в небольшом числе индийские слоны, предпочитая светлые леса с густым подлеском из кустарников или бамбука. Но хозяйственная деятельность человека все больше и больше теснит остатки стад диких слонов. И не только во Вьетнаме, но и во рсех тропических лесах Азии. Сокращение лесов — главная причина исчезновения этого вида млекопитающих.

После устройства лагеря и обследования ближайших окрестностей убеждаемся, что в этих местах проходит путь слонов, которым они пользуются при переходе -из заповедных лесов горы Конка-кин в Контяранг. В зарослях высокого кустарника под пологом леса встречаются целые «тоннели», оставшиеся после прошедших слонов, а в высокой траве — утоптанные коридоры. На тех же дорогах видны следы и других зверей — крупного оленя замбара, более мелкого его родственника мунтжака, кабана. Прокладывая свои тропы, слоны облегчают жизнь и этим животным.

Обнаруженные тропы столь заманчивы для изучения, что мы решаем на следующее утро взять с собой все необходимое и попробовать пройти по тому же пути в сторону Контяранга.

Утро выдалось пасмурное и дождливое, но, поскольку стоит сезон дождей и ждать другой погоды не приходится, мы отправляемся в путь. Около дороги находим звериную тропу, поднимаемся по ней в горы. Впереди открывается безлесный холм, а у его основания — небольшая речка. По-видимому, здесь когда-то жили люди, возделывали поля, а потом все это бросили и ушли. На месте полей образовалось что-то наподобие саванны.