Костёр 1960-07, страница 50

Костёр 1960-07, страница 50

Одна за другой гаснут свечи на пюпитрах, друг за другом уходят музыканты... Что же Га йдн? Неужели не слышит? Неужели не видит? Видеть Гайдну, правда, довольно трудно, так как в то время, о котором идет речь, дирижер сидел лицом к публике, спиной к оркестру. Ну, а слышал-то он, конечно, прекрасно.

Вот на сцене уже почти совсем темно — остались только два скрипача. Две маленькие свечки освещают их серьезные, склоненные к смычкам лица.

Вот какую удивительную «музыкальную забастовку» придумал Гайдн! Конечно, это был

о

протест, но такой остроумный и изящныи, что князь, наверное, позабыл возмутиться. И Гайдн победил.

* *

Написанная по такому, казалось бы, случайному поводу «Прощальная» симфония живет до сих пор. До сих пор оркестранты, один за другим, покидают сцену, и оркестр звучит все тише, все слабее: все так же замирают одинокие скрипки, и в сердце закрадывается грусть.

Да, он, конечно, был очень веселым человеком, «великий Гайдн», и такой же была его музыка. И то, что придумал композитор, чтобы помочь своему оркестру, можно назвать шуткой, музыкальным намеком. Но сама музыка не шутит. Она грустит.

Не всегда было весело капельмейстеру Гайдну.

Н. Сладкое

ДЕВЯНОСТО

СТУПЕНЕК

В В

SPX

Рисунки Е. Захарова

Лес не любит шума. По лесу — ходите, не бегайте. Смотрите, а не глазейте. Не старайтесь поскорей увидеть и услышать, — старайтесь, чтобы вас не увидели и не услышали. Помните: вокруг вас невидимые чуткие уши и зоркие глаза. В лесу видит и слышит тот, кто сам невидим и неслышим.

Бесполезно ходить по лесу большими группами. Не бойтесь быть с природой наедине. В лесу нельзя быть несамостоятельным.

Лес вас будет не только учить, но и переучивать. Вы вдруг узнаете, что «противная» лягушка — очень полезное животное, а красавица-бабочка,—* например, капустница, — опасный вредитель. Вам говорили,

что скворцы — полезные птицы, а вы собственными глазами увидите, как скворцы грабят сады и клюют зерно в снопах. Вы слышали, что в Китае воробьев уничтожают наравне с крысами: такой большой вред приносят там воробьи посевам риса. И вдруг вы увидите, что в нашем лесу воробьи все лето выкармливают своих птенцов гусеницами и насекомыми, то есть приносят большую пользу. Вам, может быть, доведется увидеть, какими огромными стаями собираются воробьи там, где развелось много зловредных гусениц. Как же тут быть?

Наблюдая, вы поймете главное: не всякий, кто «противен»,— враг, и не всякий, кто красив, — друг. Не бывает в

природе только вредного или только полезного животного. Важно, что преобладает: вред или польза«

Когда вы во всем разберетесь сами, вам смешны станут рассказы о том, что бородавки на руках — от жабы, что летучая мышь намеренно садится на голову человека и сосет кровь. Или о том, что сумеречная птица козодой высасывает молоко у коз. Или, что ве-ретенница — самая ядовитая змея, и от укуса ее умрешь до захода солнца. Что аист, обиженный хозяином двора, приносит в клюве головню и поджигает двор. Что конский волос оживает в реке и впивается в тело купальщика.

Суеверия эти порождены нелюбознательностью людей. А как просто проверить! Хоть десять жаб возьми в руки — не появится ни одной бородавки.

46