Костёр 1960-07, страница 51

Костёр 1960-07, страница 51

Но слизь жаб, попав на слизистую оболочку, вызывает раз-

Посади летучую — она ничего

дражение. мышь на голову,

АВГУСТ ПОСПЕВАЮЩИХ ПЛОДОВ

тебе не сделает. Козодой в сумерках кружит над стадом не ради молока, а ради ночных насекомых, которых вспугивают козы и коровы. А веретен-ница не только не ядовитая, но она даже не змея. Это безногая ящерица, не опасная и очень полезная. И аист никогда не был поджигателем.

Чем больше вы будете узнавать лес, тем больше и больше будете убеждаться в том, что лес человеку не враг, а друг.

Открывателю нужен особый глаз. А глаз глазу рознь. Один глаз отличает только съедобное от несъедобного. Все съедобное он примечает, все несъедобное выпадает из поля его зрения. Такой никогда не станет открывателем. Такой и в лесу — только потребитель. Он приходит в лес, чтобы взять. Такие не любят лес, и лес не любит таких.

Лес любит умелые руки. В лесу придется начинать с начала: учиться руками брать. Стоит взять не так, и могут быть большие неприятности. Попробуйте-ка взять как попало пчелу, шершня или змею!

Возьмете ящерицу за хвост, и... хвост останется у вас в руках, а ящерица убежит. Возьмете бабочку за крылышки, и бабочка уже непригодна для коллекции: пыльца на крылышках стерлась.

Руки должны действовать уверенно, быстро, но осторожно. Видели, как работает фокусник? Ловкими пальцами достает он из пустого кулька цветы, мышей и голубей. Вот так и ваши руки, если станут умелыми, начнут, как будто из ничего, «доставать» для вас лишнее свободное время, вкусный обед, удобный ночлег, редких животных. А это для каждого исследователя много значит!

Там, цветы -

где в Июне были - сейчас плоды, ягоды, семена. В лесу, раздвигая мох, лезут грибы. На полях и огородах поспевает урожай. Все летние труды людей обернулись плодами.

И вот тут-то начинаются жалобы ваших летних друзей — птиц. Честные и полезные труженики: дрозды, грачи, воробьи, скворцы, голуби становятся ворами. В полях и садах люди выставляют страшные пугала, но птицы скоро перестают их бояться. Для устрашения вешают убитого грача или ворону — птицы не устрашаются. Ставят хлопушки, трещотки, вертушки — ничто не помогает!

Вот тут-то и помогут вам ваши летние наблюдения.

Вспомните птичий разговор. Стоило одному дрозду или скворцу подать сигнал тревоги, и вся стая испуганно улетала. А что, если сделать такую дудочку, которая бы в точности воспроизводила тревожный птичий крик? И приспособить ее так, чтобы дул в дудочку не человек, а ветер? Или, может, стоит записать крик тревоги на пленку магнитофона и включить пленку через усилитель? Точно таким способом на одном аэродроме отделались от чаек. Чаек на аэродроме было так много, что они стали мешать

самолетам взлетать и садиться. Тогда на аэродроме начали включать пленку с записью тревожного крика чайки: птиц сдувало, как ветром!

Вы наблюдали летом, какой ужас нагоняют на птиц ястреба— тетеревятник и перепелятник. А что, если сделать из ястреба чучело и выставить его на видном месте? А может, и чучела не нужно, достаточно выпилить из фанеры силуэт ястреба? В Венгрии, например, специально дрессируют ястребов для охраны полей и садов от зерноядных птиц, а рыбных прудов — от чаек и цапель. Даже такой вредный

злодей, как ястреб, в умелых руках становится полезнейшей птицей! Дело чести каждого любителя природы сохра-нить урожай и убе-' речь птиц. Для того, чтобы убивать птиц, ума много не надо* А вот чтобы выход найти, — тут придется поработать головой.

Путешествие подходит к концу. Пройдено три страны —

ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ —

сделано много открытий, собраны разные коллекции. Лес теперь для нас не просто зеленый хаос. Лес полон

тайн: мы только чуть-чуть приподняли самый краешек зеленого занавеса, только краем глаза заглянули в его зеленый мир. Всё у нас впереди! Но мы поняли главное: покорять природу — это не значит уничтожать ее. Покорять— значит узнавать. А потом и переделывать.

47