Костёр 1967-03, страница 35

Костёр 1967-03, страница 35

ПО ОБЛАКАМ

кая целые селения на голод. Скорбно звонили колокола церквей, но и бог не помогал.

В маленьком молдавском селении мне показали почти истлевшую гравюру. Изображена группа молдавских стрелков, жилы луков туго натянуты, стрелы нацелены в тучи...

Горцы Кавказа стреляли по тучам ядрами из самых дальнобойных пушек, наивно пытаясь разогнать градоопасные облака. Но ничто, никакие силы не могли предотвратить град.

И в наши дни: весной, летом, осенью град уничтожает урожай сотен гектаров. Это происходит каждый год. К этому привыкли.

Вот почему остолбенели люди, когда три года назад прочли объявление в молдавском поселке Корнешты:

— Противоградовой экспедиции требуются техники.

Казалось, написал эти слова шутник. Но «шутников» было много. Они приехали из Москвы, из института со странным названием ЦАО.

В два дня на окраине поселка натянули паутину радиоантенн, как грибы, выросли палатки. Научные руководители

экспедиции Иван Иванович Грайворонский и Юрий Петрович Серегин сутками пропадали в горах, подбирая места для ракетных установок. На центральную базу в это время при

бывали длинные ящики с двухметровыми ракетами «Облако», отечественные снаряды для борьбы с градом. Ребят соседних деревень стали обучать новой специальности—градобоев.

ЧТО ТАКОЕ ГРАД. РАССКАЗЫВАЕТ МЕТЕОРОЛОГ МОЛДАВСКОЙ ПРОТИВОГРАДОВОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ ЛЕГОНЬКИЙ

Град выпадает из туч. Это всем ясно. Тучи и облака — одно и то же. Порой они, словно лебеди, проплывают по небу, порой рассыпаются по нему перьями, образуют большие грозовые фронты. И если бы в это время человек мог проникнуть взглядом в глубь туч, — его поразила бы мощь природы. Ведь сверкающие молнии

не что иное, как электрические разряды гигантской силы.

Там, в облаках, прокладывают себе путь мощнейшие воздушные потоки, способные швырять большие самолеты в небе или камнем кидать их к земле. Там, в облаках, образуются дождь и град.

Часто толщина облаков — три, пять километров, а то и

все десять. И разница температур велика: наверху 30° холода, а внизу хоть загорай. Эти облака переохлажденные: их «верх» начинен микроскопическими ледяными кристалликами, а «низ» состоит из мельчайших капелек. В одном кубическом-километре таких облаков— 1000 тонн воды, целый железнодорожный состав.

31