Костёр 1968-11, страница 25

Костёр 1968-11, страница 25

А наутро горела биржа труда

пленным, стали их будить и по одному выпускать на свободу.

Полицейский, охранявший главный вход, ничего не подозревал. Он даже не знал, что есть еще другая дверь. А наши ребята бесшумно уводили пленных одного за другим и указывали им дома, в которых те могут укрыться.

В ту ночь юные подпольщики организовали побег семнадцати военнопленных. Они могли бы спасти жизнь и еще многим. Но те отказались.

Только позже, осмыслив происшедшее, мы поняли, до какой степени истощения физических и моральных сил были доведены военнопленные фашистами.

Другие наши подпольщики действовали у поликлиники, двор которой был огражден колючей проволокой.

Девушки занялись охоаной. Люба Шевцова, Уля Громова, Май я Пегливанова отвлекали полицейских.

А мы в это время через колючую проволоку выпускали на свободу пленных. Здесь же, в толпе их переодевали в гражданское платье и уводили в дома жителей города.

В третьем месте точно такую же операцию вместе с нашими ребятами и жителями Краснодона проделывал Виктор Третьякевич.

Иван Туркенич, Иван Земнухов и первомайские ребята — Виктор Петров, Анатолий Попов, Дима Фомин освободили более двадцати пленных из здания первомайской больницы. Здесь не обошлось без применения силы. Стрельбы, как условились, не было. Но, когда наступила ночь, слишком бдительного полицейского пришлось стукнуть рукояткой пистолета по голове.

Пока тот пришел в сознание, ни военнопленных, ни тех, кто их освободил, уже не было и в помине.

Сообщили о своем успехе и подпольщики поселка Краснодон: они освободили больше двадцати военнопленных.

Той же ночью из концлагеря на хуторе Во-лочанском было освобождено семьдесят военнопленных. Напавшие без шума перебили всю охрану, а пленных отпустили на свободу.

Эту смелую вылазку предприняли коммунисты-подпольщики. А руководил ими наш ди-г ректор клуба Евгений Мошков. Вот, оказывается, как он гостил у своих родственников..

XX

Фронт приближался к нашему городу.

Евгений Мошков сообщил нам подробный план. Он сводился к тому, что в ночь с 31 декабря на 1 января 1943 года мы без шума снимаем охрану дирекциона, врываемся с гра

натами в оанкетныи зал и уничтожаем всех встречающих там Новый год фашистов и приглашенных ими местных предателей. А после разгрома дирекциона немедленно уходим в лес.

21