Костёр 1969-06, страница 20

Костёр 1969-06, страница 20

СОВЕТ ДРУЗЕЙ

"Хочу стать военным моряком», — пишет Алексей Соловьев из Воронежской области. «Мечтаю стать моряком, хочу, чтобы в журнале напечатали рассказ адмирала флота», — уточняет Толя Косарев из Уфы. «Познакомьте меня с отважным капитаном», — просит Марат Каюмов из Свердловской области.

«Как становятся моряком», «Как проходит детство капитана», — письма с такими вопросами получает «Костер». Даже от тех ребят, которые живут в самых что ни на есть сухопутных местах.

Вице-адмирал Николай Константинович Смирнов прочел эти письма. Вот что он ответил нашему корреспонденту Борису Грищенко на вопрос:

— ВЕРНО ЛИ, ЧТО МОРЯКОМ МОЖНО СТАТЬ только

РОДИВШИСЬ У МОРЯ!

\

f

Член Военного Совета Краснознаменного Балтийского флота вице-адмирал Н. К. Смирнов беседует с морскими снайперами

— Я родился на Вологодчине, в деревне Филино. Не бывали там? Значит, и тамошней речки не видели. На карте ее не сыщешь. Просто ручеек да два-три глубоких омута — вот и вся «морская стихия» моего детства. А оно было нелегкое. Года три ходил в деревенскую школу, потом бросил, пришлось помогать матери. Семья была большая, нехваток — по горло... Отец постоянно батрачил.

Не исполнилось мне и двенадцати — уехал в Петроград, в поисках работы.

Работу найти здесь оказалось потруднее, чем в родной деревне. Еле-еле устроился сторожем при частных бухгалтерских курсах. Проработал с год и понял: надо знать ремесло, без этого пропадешь. Пошел учиться на закройщика; опять не повезло: закрылась мастерская. Вернулся домой, как говорится, не солоно хлебавши...

Моя трудовая биография разнообразна. Кем я только не был! Молотобойцем, кузнецом, слесарем. А мое первое свидание с морем произошло позже, уже в Красном Питере. В нашей глухой вологодской деревне стало известно, что комсомол взял шефство над Красным Военно-Морским Флотом. И мы, человек десять моих односельчан, тут же заявили о своем желании служить на кораблях Балтики...

Помню, провожать нас вышла вся комсомолия. Морозы стояли крепкие, но они не устрашили наш самодеятельный оркестр. Проводы были с музыкой! Часа три проплясали мы на занесенных снегом рельсах: поезд здорово опаздывал.

— Ребята, а может, среди вас — будущий адмирал? —

с этим шутливым напутствием поезд тронулся. |

В Кронштадт прибыли рано утром. Думали, будем учиться вместе, но не вышло: одних направили изучать корабельные машины, других — минное дело, а меня — в артиллерию.

После артиллерийских курсов я заочно выдержал экзамены в Военно-политическую академию имени Ленина.

...Над письменным столом адмирала висит фотография — «Катера в атаке». Память первого военного лета. В самом

16

»