Костёр 1969-12, страница 56

Костёр 1969-12, страница 56

фейным спорам» своего времени он не остался безучастным.

Содержание кантаты очень незатейливо, но забавно. Строгий, бранчливый, угрюмый, как медведь, Стародум (вот ведь имя какое придумал Бах!) возмущен поведением своей дочки — юной Лизетты. Она решительно отказывается выполнить приказание отца, запретившего ей пить кофе.

— Папаша! — взывает она к Стародуму.—Будьте же добрей! Я трижды в сутки по маленькой чашке кофе пить должна, не то костлявой буду я, как пересохшее жаркое!

Но Стародум неумолим. Чем только не пытается он воздействовать на строптивую Лизетту! Запрещает ей гулять. Не пускает ее в гости.

И пусть! Зато я кофе не лишусь!—только и слышит он в ответ. Угрозы становятся все страшней:

— Останешься без модного кринолина! Ни с кем из знакомых не будешь говорить! Нарядной ленты для чепца не получишь!

Ничто не помогает. Тогда Стародум произносит самую жестокую угрозу:

— Вовек ты не получишь мужа!..

Вот уж тут Лизетта не выдержала:

О, кофе, сахар и печенье, простите вы! Ни чашки больше в рот!.. * S А |

Стародум готов уже торжествовать победу. Но это торжество оказалось несколько преждевременным. Лизетта идет на хитрость: она распускает слух, что согласится выйти замуж лишь за того, кто позволит ей пить

Русские военные музыканты. XIX век.

кофе — столько, сколько она по-желает. • •

Привыкла кошка мышь ловить — девицы выпить кофе рады!— поется в последней части кантаты, и выговор в заключение получает не Лизетта, а папаша Стародум:

— Бранить папаше дочь не надо никогда!..

Ну, чем не оперетта? Вот ведь каким весельчаком был великий Иоганн Себастьян Бах! А неко

му, представляют его себе музыкантом скучным, непонятным, не знавшим, что такое улыбка и шутка!

Воображаю, что случилось бы с Антоном Ивановичем, если бы он узнал, что Бах своей музыкой не только вмешался в спор Ста-родума с Лизеттой, но и решительно стал на сторону Лизетты.

Впрочем, ведь и в споре Антона Ивановича с Симочкой великий Иоганн Себастьян тоже был

торые чудаки, по незнанию свое- не на стороне папаши

• •

ДЕЛУ-ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ-ЧАС

Я уверен, что если вы и не видели самого фильма (когда представится случай — обязательно посмотрите), то даже по моему

краткому рассказу о нем хорошо поняли главное из всего, что Бах сказал Антону Ивановичу. А заключается это главное в том, что

всякая музыка—и самая серьез* ная, и самая легкая—прежде всего обязательно должна быть хорошей.

54