Костёр 1969-12, страница 58

Костёр 1969-12, страница 58

з ШШШшШШ

швШшШт&г-

== Щ

ПОСТРОИМ НОЧ!

Пришел, рассказывают, в порт иноземный купеческий корабль.

Был корабль огромный, тяжелый, со многими мачтами. И купцы с него важничали, расхаживали гордые и пренебрежительно поглядывали на скромные поморские суденышки, стоявшие рядом.

Рано утром купеческий корабль отправился дальше на восток. А вместе с ним «для торгу и соболиного промыслу» выехали и поморы. Тут и увидели купцы, что зря потешались. Не успели ахнуть, а коч ушел далеко вперед.

В старинной книге 1647 года издания говорится, что от устья Лены «морем бежать на кочах парусом через губу до Янского устья трои сутки». А от Лены до Яны четыреста километров. Значит, кочи шли со скоростью в сто тридцать три километра в сутки, имея на борту, к примеру, «муки ржаной 1090 пудов» да еще человек двенадцать команды!

И это не была еще предельная скорость для коча.

Так что заморским купцам было чему удивляться.

Дальше — больше. Встретились на пути льды великие. А кочу и они нипочем: выталкивают его льды, выжимают, а не давят: у него борта яйцом.

Тут дело не только в форме, но и в обшивке. Вся она была прошита корнями, поэтому при натиске льдов борта не ломались, а лишь деформировались.

Поверх основной обшивки еще одна, к о ц а. Моряки окрестили коцу «ледяной шубой», она тоже защищала корабль от льдов. Впоследствии принцип коцы был использован в строительстве ледоколов.

До сих пор не нашли еще документов, где говорилось бы, что хоть один коч был раздавлен льдами. Вот каков коч!

А каков? Не больно-то знаем.

56