Костёр 1972-02, страница 54

Костёр 1972-02, страница 54

задачка на вычитание

Нынешнего министра финансов Соединенных Штатов Америки зовут тоже Джоном. Джоном Коннэлли. Конечно, у Джона Коннэл-ли нет столь незаурядных способностей, как у Джона Ло, но зато за его спиной стоят нефтяные короли и финансовые тузы, и наверно поэтому именно Джона Коннэлли счел президент Никсон, «ак некогда Джона Ло Филипп Орлеанский, нужным для себя человеком. Впрочем, на этом наше сравнение и заканчивается. Теперь уже иные времена, и разъяренная толпа вряд ли будет гоняться за Джоном Коннэлли.

Хотя... кто знает...

Во всяком случае, слово инфляция все чаще мелькает на страницах американских газет.

«Кризис доллара, — пишут газеты. — Доллар падает в цене».

Казалось бы, странно — как это деньги могут падать в цене? Один доллар — это один доллар, а десять долларов — это десять долларов.

И все-таки... Все-таки сама по себе долларовая бумажка ведь стоит не больше, чем листок, вырванный из блокнота. Все зависит от того, что можно купить на этот доллар. Самой простой пример. Пятнадцать лет назад, имея один доллар в кармане, житель Нью-Йорка мог шесть раз проехать в метро. Теперь за тот же доллар можно совершить всего три поездки. Значит, тот же доллар, да не тот.

До последнего времени считалось, что каждый владелец долларов при желании может обменять их на золото.

Но запасы золота в Соединенных Штатах все уменьшаются.

А расходы правительства все растут.

Соединенные Штаты ведут войну во Вьетнаме — каждый год вынь да положь тридцать миллиардов долларов! В Америку эти доллары уже не возвращаются. В Америку возвращаются только гробы с убитыми американцами.

Соединенные Штаты содержат военные базы в Европе — каждый год вынь за положь еще пять миллиардов долларов!

А сколько миллиардов долларов уплывает за границу, чтобы поддержать угодные Соединенным Штатам правительства?

Конечно, золото Соединенные Штаты стараются придерживать. Да никакого золота и не хватило бы на такие расходы! А раз так — нужно все больше и больше бумажных долларов.

Но тем не менее тают постепенно и американские запасы золота. Еще лет десять назад в знаменитом Форт-Ноксе, в его подвалах за тройными бронированными дверями хранилось золота на двадцать пять миллиардов долларов.

Десять с половиной миллиардов — вот как оценивается теперь золотой запас США.

И что же получается на деле?

Только в Японии сейчас осело в банках примерно десять с половиной миллиардов долларов. Нетрудно догадаться, что бы произошло, если бы все японские владельцы долларов в один прекрасный день пожелали обменять бумажные доллары на золото. Для этого надо только решить простенькую задачку на вычитание:

10,5 млрд. — 10,5 млрд. = ?

Ровным счетом никакой необходимости не будет тогда больше в Форт-Ноксе и его подвалах — разве что показывать любопытным туристам. Все золото, до последней пылинки, перекочует в Японию.

А .как быть с владельцами долларов в Западной Европе? В Канаде? В Латинской Америке?

Нет, не сходятся концы с концами.

Вот потому и торопятся теперь финансовые тузы и спекулянты обменять доллары на золото. Нельзя на золото — тогда на западногерманские марки, или на французские франки, или на японские иены — лишь бы избавиться поскорее от ненадежных долларов. Впрочем, не только избавиться. А еще и нажиться на этом деле.

Миллионы долларов потекли в европейские банки — обменять, обменять, обменять!..

Началась самая настоящая паника. Закрылись валютные биржи Англии. Перестали принимать доллары банки Швейцарии. Еле справлялись с потоком долларов банки Японии...

кому это выгодно?

Два дня президент Никсон совещался со своими ближайшими помощниками: что делать? Совещание было окружено глубокой тайной. Даже не в Вашингтоне, а в Кэмп Дэвиде, в горах Мэриленда проходило это совещание. Никто раньше времени не должен был

узнать, ради чего президент покинул Вашингтон.

Чем же объяснить такую секретность? От кого так старательно скрывался президент Никсон? Чего опасался?

Опасался, оказывается, он своих союзников.

0