Костёр 1974-06, страница 51

Костёр 1974-06, страница 51

ч

а

Столярная мастерская

РАССКАЖУ Я ВАМ О ДЕРЕВЕ...

Говорит старший мастер Петр Степанович Иванов.

Дерево приносит в дом теплоту. Не тепло дров, а теплоту. Старые русские избы: мягко светится скобленая столешница, матово желтеют лавки, таинственно чернеет мореный дуб ушата...

Есть в Эрмитаже комната — английская библиотека. Здесь дуб «поет» главную, сольную партию. И точеные балясины баллюстрад из загорелого тела дуба, и шкафы, и скамьи, и панели обшивки стен. Упадет на них отблеск каминного пламени, и дерево задумается, начнет рассказывать спокойную, уютную сказку...

Любимое мое дерево — орех. Рисунок его на срезе всегда неожидан, мелодичен, мягко переходит из одной композиции в другую. Орех благороден. Его место в кабинете, в гостиной... А клен «птичий глаз» я бы оставил только для детской мебели — текстура его нежная и веселая, а плоть древесины дает легкий розовый отсвет.

Красное дерево так и просится в спальню или в зал для торжественных приемов. Оно все переливается. Красное дерево среди древесины как шелк меж тканей — строгое и радостное. У каждого дерева — свой характер. И две разные породы иногда дружат, даже зовут друг друга, а порой не выносят совместного проживания.

Заставить дерево заиграть, показать свой «талант» — главное в работе столяра-краснодеревца.

Сначала подбирают дерево — ищут среди

48

Кабинет рисунка

десятков кусков — два, где рисунок бы плавно переходил, повторялся.

А потом начинается «воспитание» дерева. Его скоблят, шлифуют, поднимают «ворс» разорванных волокон. И только потом полируют или покрывают лаком. Лак для дерева, что увеличительное стекло: он усиливает свечение, гармонию рисунка.

Раньше столяр работал политурой. До пятисот слоев покрытия наносил он. Полмесяца политурил доску. А полиэфирный лак сделает ту же работу за сутки. И покрытий нужно не полтысячи, а только два. И вот уже кидает солнечные зайчики отделанный вашими руками красавец — шкаф.

А инструментарий столяра! Он, пожалуй, побольше и посложней, чем у хирурга или зубного врача. Только у тех инструменты холодные и сразу напоминают о боли и страданиях, а наши сохранили теплоту стружки, тихий шелест опилок...

Очень важно и семейство пил. Тут и продольные, и поперечные, и лучковые, и ножовки. У ножовок своя компания. Есть ножовки фанеровочные, есть обушковые. Они трудятся на раскрое дерева, на зашиповке деталей. Если требуется бережно перерезать волокна, берут бархатную пилу с мелким и частым зубом.

Строгальные инструменты — важные, полные собственного достоинства. И роли у них различные: шерхебель дерет стружку толстую, рваную, а двойной рубанок или фуганок снимает стружку невесомую, почти прозрачную...

Во время войны меня, мальчишку из псковской деревни, отправили в ремесленное училище в Ленинград. Наши мастерские были тогда — одно название. Разваленный сарай. Вместо верстаков — «стелюга»—грубо сколоченный дощатый настил. Скупой карточный раци