Костёр 1975-01, страница 55

Костёр 1975-01, страница 55

ПРОБУЖДАЕТ ДОБРОЕ

С £Лг UHt ri>J/UciM*f

Шли конкурсные экзамены в детский хор Ленинградского радио и телевидения. Каждый, кто хотел участвовать в хоре, должен был спеть какую-нибудь песню. «То березка, то рябина», — объявил первый претендент. Хормейстер сел за рояль и заиграл аккомпанемент.

— То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой, — уверенно выводил голос...

Подошла очередь следующего певца. «То березка, то рябина», — попросил он. «То березка, то рябина», — заявил третий, «То березка...», — потребовал десятый, «Березку» — выдохнул еще один... К концу второго часа хормейстер закрыл крышку рояля и положил устало голову на пюпитр. «Не могу больше, одни рябины и березы...» — прошептал он.

Почему же все ребята хотели спеть именно песню «Наш край»? Может быть, потому, что задушевная мелодия и слова, простые и родные, слились в одно? Может быть, потому, что композитор точно уловил, о чем хотелось петь ребятам? Кто знает, отчего появляются талантливые песни и становятся

народными. Это тайна каждого большого композитора. А эту песню написал большой музыкант — Дмитрий Борисович Кабалевский.

Еще когда Кабалевский был студентом Московской консерватории (а занимался он сразу на двух факультетах — композиторском и фортепианном), пришел он в детскую музыкальную школу, чтобы учить начинающих пианистов. И очень скоро понял: ребята хотят играть и слушать музыку, в которой бы узнавали себя, свою жизнь, все то, что их окружает. Сколько отличной музыки написал он с тех пор для детворы. Наверняка вы ее помните:

«Школьные годы чудесные, С дружбою, с книгою, с

песнею...»

Или:

«Кто сдружился в Артеке. Тот сдружился навеки...»

Пожалуй, и не перечислишь всего написанного Д. Б. Кабалевским, потому что и для взрослых он тоже сочинил немало отличных произведений — симфоний, сонат, опер. Одна из опер — «Кола Брюньон» — соз

дана по мотивам повести Ромена Роллана и заслужила высокую похвалу знаменитого французского писателя. Кабалевскому было тогда тридцать лет. С тех пор он еще тридцать лет продолжал 'работать над этой оперой. Вот какая требовательность к своему труду! За ее сочинение он был удостоен Ленинской премии.

А теперь скажите, можно ли услышать живопись и увидеть музыку? Ответите — такого не бывает. Не торопитесь. Возьмите книжку «Про трех китов и про многое другое». Там вы найдете ответы на самые неожиданные вопросы. Написал книжку тоже Д. Б. Кабалевский. Каба-левский-писатель.

Вам, наверное, доводилось слушать по радио или телевидению «Музыкальные вечера «Ровесников», которые ведет Дмитрий Борисович. Не правда ли, какие это блестящие рассказы о музыке, какое удовольствие доставляют они слушателям!

Нет, пожалуй, сейчас другого музыканта, который, как Д. Б. Кабалевский, в одно время был бы профессором консерватории и учителем в школе, дирижировал серьезными взрослыми сочинениями и разучивал песни с пионерами, писал оперы и был почетным президентом Международного общества по музыкальному воспитанию.

«Прекрасное пробуждает доброе», — говорит Дмитрий Борисович. Стоило в якутском поселке появиться хорошему школьному оркестру, Дмитрий Борисович сейчас же поддержал новый коллектив и написал о нем статью в газету. А первый в мире детский оперный театр! Он открылся в Москве тоже при самой горячей поддержке композитора. Для этого театра он написал детскую оперу «Две сестры». Словом, все, что касается музыки и детей, всегда находит отклик в сердце этого большого музыканта, большого человека.

30 декабря Дмитрию Борисовичу Кабалевскому исполнилось 70 лет. Мы желаем ему доброго здоровья и ждем новых прекрасных музыкальных произведений.

Светлана Тихая Рисунок Ю. Клыкова