Костёр 1976-05, страница 42ТЫ ЧИТАЕШЬ „КОСТЕР" В редакции закончена работа над очередным номером «Костра». Повести, рассказы, очерки и письма ребят — все это переписано на пишущей машинке и сложено в большую папку. ' В эту же папку сложены рисунки, фотографии и цветные кадрики — слайды. Полтораста страниц машинописного текста и сотня иллюстраций — вот что в папке. Технический редактор журнала завязывает тесемки папки и везет ее на фабрику офсетной печати. В НАБОРНОМ ЦЕХЕ Все, что переписано на пишущей машинке, идет в наборный цех. И попадает к наборщику. Тот сидит перед клавиатурой, такой же, как на пишущей машинке, и работает, как машинистка. Но линотип не печатает по бумаге, а отливает из металла строчки. Если смазать такую строчку краской и прижать к бумаге, получится то, что набрал наборщик. Чаще всего «Костер» набирает Тамара Николаевна Сереб-риер. Работает она' без ошибок, быстро и очень любит «Костер». — Как же не любить, — говорит Тамара Николаевна, — если в журнале всегда есть что-нибудь интересное. Набирала я, например, повесть Балановского «Я — инспектор манежа» и с нетерпением ожидала продолжения. И написано хорошо, и, можно сказать, вся история цирка. Набираешь, а сама радуешься: подарок делаешь ребятам... У РЕТУШЕРА Тем временем иллюстрации попадают на машину, устроенную так, что она как бы читает рисунок. Управляет этой машиной Владимир Иванович Князев. Цветные рисунки машина читает через светофильтры. Смотря по тому, какой светофильтр поставлен, читается один из четырех цветов: синий, красный, желтый, черный. Тем временем острый резец тончайшими движениями переносит изображение на специальную пленку. Затем с пленки делают диапозитив. Диапозитив передают ретушеру. По очереди ложатся диапозитивы на матовое стекло, подсвеченное снизу электрическими лампами. Нина Маслова легонько прикасается кисточкой к пленке диапозитива, все время поглядывая на лежащий перед ней цветной рисунок художника. Нужно, чтобы в печати рисунок не потерял и не изменил своих красок. Машине должна помочь человеческая рука. — Начинала я с букваря, — рассказывает Нина. — Пришла на фабрику ученицей, семнадцати лет, с дипломом художественного училища. Встретила меня Зинаида Михайловна Тихонова. Усадила ретушировать обложку нового букваря. Помогала мне, советовала — она ведь сорок лет на этой работе. Потом я видела свой букварь на полках книжных магазинов и очень им гордилась. — А потом сразу взялись за «Костер»? — Что вы! «Костер» — очень сложный журнал. Четырехцветный. До него меня допустили не скоро. Сначала я работала над двухцветными рисунками. — Скажите, Нина, каким должен быть ретушер? Т. Н. Серебриер В. И. Князев 40 |