Костёр 1976-09, страница 55их удивительными трюками, он смеется над хныкающим Пьеро, рукоплещет весельчаку арлекину и старому клоуну. Все здесь необыкновенно: собачки, умеющие считать, танцующие лошади, обезьянки, складывающие из букв слова. Пабло невольно переводит взгляд на зрителей: мальчишек, разносчиков, полицейского, лавочников, и не узнает их! Лицо угрюмого мясника сияет совершенно детской улыбкой, полицейский смеется взахлеб, приседая и хватаясь за бока, даже на морщинистом лице старика нотариуса появилась бледная улыбка. Заставить этих людей рассмеяться, — думает Пабло, — может лишь чудо! И совершили его веселые чародеи — странствующие комедианты. До глубокой старости Пикассо сохранил неиссякаемую любознательность, стремление все познать, всему научиться! В его творчестве было множество увлечений, периодов, которым он сам придумывал иногда чуть шутливые названия. У него был «голубой» период, когда в картинах преобладал таинственный „Герника"—самая значительная картина Пикассо. 26 апреля 1937 года фашисты жестоко разбомбили небольшой испанский городок Гернику. За три часа город был сравнен с землей, погибло более трех тысяч женщин, стариков, детей. Злодеяние фашистов потрясло художника. Он пишет знаменитую „Гернику". Пикассо не изображает конкретный факт: фашистские самолеты, бомбы, рушащиеся здания. Он создает обобщенный образ страшной трагедии. Предметы разорваны на сотни острых осколков, освещены таким же разорванным на плоскости светом, напоминающим зловещий свет военных прожекторов. Замкнутое со всех сторон пространство, похожее на ловушку, создает впечатление безвыходности обреченных в нем погибающих существ. Искаженные подобия человеческих фигур кричат от боли и отчаяния, это вопль матери, на глазах у которой убили ее ребенка, это предсмертный стон женщины. Образы свирепого быка и умирающего железного коня воплощают животную ярость, слепую все-разрушающую силу, а античная маска с рукой, держащей светильник, воспринимается как символ трагической музы художника, несущей свет в это царство гибели, но бессильной воскресить мертвых и кричащей криком боли и протеста. 52 ^ „ г / ..»' * # - «- ^ „ I' АРЕНА 1959 |