Костёр 1977-08, страница 34

Костёр 1977-08, страница 34

и Южный полюса, погружаясь на дно Мирового океана, пробивая дорогу в космос, человек всегда рисковал. Что касается гор, то на Земле они занимают весьма обширную площадь. Если бы человек обходил их стороной, на географической карте было бы много белых пятен. Разве это не так?

— Вы совершили десятки сложных восхождений. Расскажите о самом первом, чем оно вам запомнилось?

— Наверное, не все из ребят знают, как происходит подъем на вершину? Альпинисты поднимаются к ней поэтапно. Сначала на один уровень, например, на высоту два-три километра, где готовится промежуточный лагерь. Потом — на второй, третий... Так было и в тот раз, когда меня впервые зачислили в группу для восхождения на пик Победы. Тридцать два человека начали путь от подножья. Но было известно: к вершине выйдут только десять человек. Остальные участники экспедиции будут готовить промежуточные лагеря, что, кстати, тоже не просто. На высотах, где не хватает воздуха и наступает кислородное голодание, переносить груз и выкапывать пещеры для ночлега—задача сложная.

И я, единственный перворазрядник среди мастеров спорта, конечно, не мог надеяться, что войду в число десяти... С каждым днем вершина была все ближе и ближе... 4 тысячи 700 метров... 5300... 6500... А сил уже почти не было, голова раскалывалась от боли, шел, как говорится, на одном характере. Но когда руководитель восхождения спросил, кто чувствует в себе силы пойти на решающий штурм, я поднял руку первым. И до сих пор ругаю себя за эту самонадеянность. Ведь даже не раздумывая, взял и поднял руку: вот, мол, какой я герой. Не понимал, что если не выдержу, то поставлю под угрозу жизнь остальных. К счастью, все окончилось благополучно. Пик Победы стал моим первым семитысячни-ком...

— Несколько лет назад в одной из газет промелькнуло сообщение, что вы совершили невозможное — сумели уйти от погони снежной лавины. Расскажите об этом подробней.

— Подробностей я не запомнил. Все произошло за несколько секунд. А сам случай был в районе Чегета. Че-гет — это главная база, центр нашего горнолыжного спорта. Там я готовил команду «Спартак» к всесоюзным соревнованиям горноспасателей.

В один из дней на контрольно-спасательный пункт пришло сообщение: «Заблудился турист, недавно приехавший в горы». В таких случаях быстро организуются поисковые группы, которые расходятся по маршрутам наиболее вероятной встречи с потерпевшим. Со мной было четыре человека. Через несколько часов мы обнаружили следы этого туриста и пошли по его следам.

Я шел на лыжах впереди группы, впереди метров на триста — четыреста, и неожиданно увидел: прямо на меня сверху летит лавина — гигантская масса снега с камнями и вырванными из земли деревьями.

Что делать? Место открытое— спрятаться негде. Стоять и ждать гибели — просто глупо! Бежать? Но разве можно убежать от лавины, которая летит со страшной скоростью? И все-таки я бросился от нее вниз по склону, хотя и знал, чем все это кончится. Так продолжалось несколько мгновений. И вдруг—новая опасность! На пути — пропасть! Правда, когда опасностей стало две, появился и один шанс на спасение. Один шанс из ста — сумею перепрыгнуть, останусь жив. Моя единственная попытка оказалась удачной, а лавина рухнула в пропасть.

— Мы слышали, что вы собирались спуститься на лыжах с вершины высотой более семи тысяч метров. Как вам могла прийти в голову такая фантастическая идея!

— Вот уж не согласен, что идея фантастическая. И вообще, покажите мне того мудреца, который бы знал, где проходит граница между фантастикой и реальностью. Это раз! Во-вторых, идея принадлежит не мне, а московскому альпинисту Вячеславу Мельникову. А в-третьих, я не только собирался, но и пытался ее осуществить летом 1969 года.

Многие меня отговаривали. К счастью, я твердо решил не уступать. Понимаете, в жизни бывают такие моменты, когда просто необходимо кое-что доказать и себе и другим. День, когда вместе с группой советских и зарубежных спортсменов я взошел на пик Ленина, можно считать началом осуществления этой идеи.

Что давало право надеяться на успех? К тому времени я уже был мастером спорта по горным лыжам и даже закончил школу тренеров по этой специальности, то есть подготовился основательно. Конечно, и степень риска была велика. Предугадать или предвидеть все, что может произойти, просто нельзя—горы есть горы. А главное, подобного эксперимента в истории еще не было. Никто не знал, способен ли организм человека выдерживать такие нагрузки. От кислородного голодания и огромного перепада высот даже тренированные и физически сильные люди порой теряют сознание. А тут не просто спуск, а спуск скоростной, на лыжах.

Трассу спуска я выбрал заранее, но знал ее, сами понимаете, только в общих чертах. И неожиданности начались с первых же минут. Снег жесткий, в задувах, знаете, как застывшие волны, и такое впечатление, что едешь не по снегу, а по камням и от вибрации можешь развалиться. А скорость стремительно нарастает. Вот уже километров сто — не меньше. Чувствую, что теряю над собой контроль и уже не в состоянии управлять лыжами. Самому бы мне уже не остановиться — спас встречный склон, на который посчастливилось выехать. Этот склон

30