Костёр 1977-09, страница 35

Костёр 1977-09, страница 35

— Почему люди выбирают ту или иную профессию!

Игорь Васильевич Бестужев-Лада нисколько не удивился моему вопросу. Казалось бы, легче всего спросить об этом у самих продавцов и учителей. Но все дело в том, что сегодня с такими вопросами все чаще обращаются именно к ученым-социологам. Они ищут причины и следствия типичных поступков. Выбор профессии — типичный поступок.

— Тысячи людей каждый год находят себе профессию. Спроси любого из них — он скажет, что действует на свое усмотрение.

Но между тем каждый год появляется почти одинаковое количество и продавцов, и учителей пения, и шоферов, и журналистов. Да, да. Цифры по стране одни и те же.

— Что же это значит!

— Значит, в своем выборе мы подчиняемся особым законам. Когда ученые решили определить эти законы и опросили ребят в разных школах: кем бы они хотели быть? — выяснилась удивительная картина. Почти все, чуть ли не девять десятых, хотели быть учеными, или артистами, или космонавтами. Значительно меньше ребят выбирали специальности инженеров, врачей, педагогов, еще меньше — слесарей, шоферов, комбайнеров...

Когда же стали выяснять, какие профессии больше всего нужны сегодня и через 10— 15 лет, оказалось — последние.

Тут Игорь Васильевич взял чистый листок бумаги и нарисовал сначала перевернутый треугольник.

космонавты 99%

1% слесари

— Вот это замыслы опрошенных школьников...

а потом он нарисовал треугольник обыкновенный:

космонавты 1%

99% слесари

— А это действительное положение вещей.

— Вот видите, "как не совпадают желания ребят и потребности народного хозяйства!

— Интересно. Но почему же все хотят быть учеными и артистами! Ведь не случайно большинство ребят так единодушны!

— Конечно, не случайно. Потому что до последнего времени именно эти профессии были наиболее «почетны». Но давайте подумаем, всегда ли так было и будет ли так в будущем?

Полвека назад подавляющее большинство ребят не задавались вопросом: «Кем быть?» У них был простой идеал: быть как отец и мать. Почти все наследовали профессии родителей. Да практически и возможностей для выбора не было! А когда у советских ребят такие возможности появились, сразу же выяснилось, что одни профессии более притягательны, более почетны, другие — нет...

— ▲ именно!

— Менее «почетными» оказались массовые профессии родителей, к которым все привыкли. А более притягательными— как вы думаете — ученые? артисты? Нет. В те времена ни один парнишка, проводящий все время за книгами или репетирующий в драмкружке, не мог сравниться с членом клуба Осоавиахи-ма, совершившим хотя бы один прыжок с парашютом. На первом плане были тогда летчики, полярники, танкисты, геологи. В таких людях очень нуждалась в то время страна. Вот это последнее обстоятельство является решающим для выделения какой-либо профессии в «почетную», или, как

сегодня принято говорить,— «престижную».

— То есть вы хотите сказать, что «почетные», или «престижные», профессии меняются! Сегодня — одна, завтра — другая!

— В общем, верно. Но только все происходит не так быстро. «Завтра» порой наступает через два-три десятилетия.

Тут Игорь Васильевич снова вытащил у меня из-под рук чистый лист бумаги, взял карандаш и снова начал рисовать. На этот раз он рисовал человечков.

Первый человечек был в кепке, в сапогах и с рюкзаком за плечами. Немного подумав, Игорь Васильевич нарисовал в руке молоточек и вопросительно посмотрел на меня.

— Понятно, — кивнула я.— Это геолог.

— Ну да.

Рядом с геологом появилась фигура в черном костюме, больших черных ботинках и полосатом галстуке. Тут уже я вопросительно посмотрела на своего собеседника.

— И вот прошли десятилетия. Что же получилось? Наш герой сменил одежду геолога и штормовку полярника на обычный костюм, на носу у него появились большие роговые очки... Он уже, может быть, не умел разжечь костер без спичек, но зато отлично разбирался в сигналах ЭВМ.

Потом первый человек в космосе! Имена Курчатова, Королева, Гагарина знали все. Каждое новое открытие в физике или химии встречалось восторженно. И совершали эти открытия подчас совсем молодые люди. В эти годы появилось и стало пользоваться огромным уважением словосочетание «молодой ученый». Быть им считалось почетным. Короче говоря, именно в это время романтика и первооткрывателя нехоженых земель сменил инженер, аналитик, ученый.

Я взглянула на пустое место, оставшееся рядом с двумя человечками.

31