Костёр 1977-10, страница 461 — Я тоже был мальчиком. Но я видел фашистов. Я видел, как они жгли наши дома, как в нашем городе заставляли людей чистить тротуары... зубными щетками... Потом я видел — их везли на расстрел. Я помню их лица. Они ехали на фурах... — Какое отношение это имеет к делу? — не поднимая глаз, спросил Хановичус. — Я знаю разницу между капризом девчонки и страданием человека! — сказал Павел и подошел к роялю: — Разрешите, я сыграю? — спросил он директора. — То, что я сыграю, относится к делу. Директор развел руками. Карелин открыл крышку рояля. Потер ладони о колени, чтобы согреть, и заиграл. И все заметили, что играет он одной левой рукой. Только левой. Всю пьесу левой рукой. В зале притихли, не понимая, что означало это необычное выступление режиссера. Автор сидел, закрыв лицо руками. Неожиданно дверь отворилась, и вошла Инга. Никто ее не звал, никто не ждал. Она шла мимо и услышала знакомую музыку. Ее играл Павел во время первого знакомства. Эта музыка была грустной и тревожной. Она звучала не как жалоба, а как призыв друзей: быть рядом, не отступать, держаться. Ее исполняли только левой рукой, словно правая была занята: сжимала рукоятку оружия. Инга услышала музыку-призыв. Вошла. Павел не сразу заметил девочку. А когда заметил, перестал играть. — Что ты, Инга? — спросил он. — Почему вы опять играете одной рукой? У вас другая устала? Павел вдруг встал, закрыл крышку рояля и, обращаясь ко всем присутствующим, сказал: — Во время первой мировой войны знаменитому австрийскому пианисту Витгенштейну оторвало правую руку. Он был солдатом. И тогда другой солдат, композитор Равель, специально написал концерт для левой руки. Может быть, это тоже называется беспринципностью? Между прочим, Равель вскоре умер от военных ран... Разные бывают капризы. Пойдем, Инга. Павел положил руку на плечо маленькой артистке, и они направились к двери. — Снимайте по-своему, — устало, сказал директор и пошел следом за ними. Солнце, которому зимой полагалось светить, но не греть, неожиданно забылось и стало припекать. Напрасно зима оскалила свои ледяные зубы — сосульки. Не было у этих зубов былой остроты и твердости: они падали на землю и со звоном разбивались. А в довершение всего вместо снега пошел дождь — это зимой-то! И последние островки снега были разгромлены и выброшены. Больше всех от этих неожиданных перемен страдали кинематографисты: — Что делать? Ушла зимняя натура! Как снимать сцену «Зимой под окнами больницы»? Но кинематографисты — народ хитрый и находчивый. Они набирают номер «01» и вызывают пожарных. Все думают, что пожарные машины мчатся на пожар, но они спешат на съемочную площадку. Они — пожарные машины— выстраиваются под окнами больницы и начинают выпускать белую пену. Целые горы пены! И хоть снег растаял — вся земля белая. Словно выпал настоящий снег. Снег вызвали по телефону. Номер снега — «01». «Я здесь, мама, ты слышишь меня? Я говорю с тобой молча, но ты должна слышать меня... Я знаю, что ты лежишь и не можешь подняться, чтобы подойти к окну... Но ты должна чувствовать, что я с тобой рядом. Я же чувствовала, когда была больной. Все время чувствовала, что ты рядом. Ты только не беспокойся за меня. Я одета тепло. У меня на ногах носки, которые бабушка прислала из деревни. И свитер, который ты сама связала для меня. Правда, он немного мал, я выросла... Но он греет. Он теплый, как твое плечо. У меня немного пощипывает нос. Вот бы уткнуться носом в твое плечо... Но ничего, я подожду, когда ты поправишься. И мой нос подождет, потерпит. Главное, чтоб ты поправилась. Чтобы ты была!..» Инга не замечала пожарных машин с белой пеной, не замечала софитов, не замечала любопытных, которые всегда собираются на местах киносъемок. Их ни мороз, ни дождь не разгонят. И милиции с ними одно мученье. — Граждане, пройдите! Вы мешаете съемкам! — А какой фильм снимается? — Выйдет на экран — узнаете. — А Банионис снимается?.. Кто режиссер?.. Вон тот, бородатый? Перекрывая голоса, в мегафон звучал усиленный в пять раз голос помрежа: — Гражданка в белой шубе, выйдите из кадра! Перепуганная гражданка отскочила в сторону: может быть, этот кадр под током? Нет! Инга не видела и не слышала всего, что происходило на улице перед зданием больницы. Ей казалось, что Вера на самом деле лежит в тихой, пахнущей лекарствами палате, и оттого, что она, Инга, ходит под окнами, ей легче... Какое это прекрасное чувство — знать, что близкий тебе человек рядом. Пусть даже в больнице, но он есть! Есть! Есть! Девочке не мешала обычная суета, из которой складывается строгий порядок съемок. Она механически делала все то, что ей говорил Карелин. Натягивала свой рыжий паричок и начинала проход сначала. Снова поднимала глаза. Снова пальцем от угла отсчитывала окна, чтобы найти нужное. Снимали они дубли — второй, третий. Начинали сначала. Но внутри у Инги ничего не прерывалось. Ее 43 |