Костёр 1977-10, страница 50

Костёр 1977-10, страница 50

комсомольской славы имени Александра Матросова.

— Я часто бываю здесь с ребятами, — негромко говорит Алеша. —Мы никогда не видели войны — ни я, ни ребята, но вот, постояв здесь у памятника Александру Матросову, побывав в музее, начинаешь не только умом, но и сердцем понимать, что для нас, людей нынешнего поколения, сделали деды и отцы.

В старом парке гуляет ветер, он с тихим шорохом гоняет по желтым тропинкам скрюченные листья, шумит в кронах огромных деревьев. В Ловати отражается Крепостной вал. На валу в серое небо воткнулся остроконечной вершиной монумент. Это памятник латышским воинам, погибшим во вторую мировую войну при освобождении города Великие Луки.

Я хорошо знаю этот город, могу сказать, в каком году построен тот или иной дом, откуда берет начало Ловать и куда впадает. Я когда-то работал в местной газете и брал интервью у героев войны и труда, а вот сейчас идет со мной рядом симпатичный двадцатилетний паренек, о котором хочу написать очерк для журнала «Костер», а он ничего не рассказывает о себе, утверждает, что ничего в своей жизни значительного не совершил, что у него самая обычная биография, на полстраничке помещается! И он рад бы мне помочь, но не знает как...

Ну что он может рассказать о себе? Когда родился,т пошел в школу, потом на завод—и все? Вот о своих ребятах, с которыми он был летом в пионерском лагере «Космос», пожалуйста...

Или вот еще о неразлучных друзьях — Саше Рожкове и Алеше Одинцове. Эти два мальчика совершенно не похожи: Саша болезненный, а Алеша — лучший спортсмен в классе. И вот когда Саша заболел, первую четверть не ходил в школу, то Алеша даже забросил любимый спорт: каждый день навещал друга и помог ему подготовиться. Когда Саша пришел в школу, у него не было ни одного «хвоста»...

— Алеша, — спрашиваю,— почему ты пошел на завод, а не в техникум, почему стал вожатым?

— У нас на заводе много вожатых.

— Ты же не только работаешь, но и учишься?

— Разве я один?

— Работаешь, учишься, почти все свободное время — у подшефных ребят. Трудно?

Алеша задумывается, потом улыбается:

— Знаете, я об этом не думал, трудно ли мне. Мне просто интересно работать, учиться, заниматься с ребятами... Интересно жить. Если я не увижу своих мальчишек и девчонок хотя бы неделю, я не нахожу себе места. Скучаю без них... Зато сколько они мне нового, интересного расскажут при встрече! Пойдемте завтра со мной в школу! Мы будем стенгазету делать. Саша Гай-ченков снимает, как профессиональный фотограф.

Я видел, что Алеша Кондратьев действительно такой человек: все, что он делает, естественно. Он прав, ему интересно жить!..

...Серьезный разговор, круто изменивший жизнь Алеши, состоялся дома, после того как он закончил восьмой класс.

— Я пойду работать, — заявил он родителям.

Его никто не отговаривал: положение в семье Кондратьевых было тяжелым, отец болел, зарплаты матери на все не хватало. Он верил в свои силы. Ничего не изменилось, кроме того, что он теперь по шесть — семь часов работал на заводе.

Первая его специальность — автоматчик-станочник. Есть люди, которые с жадностью хватаются за любое дело, потом быстро остывают, так и не овладев мастерством. Алеша — другого сорта человек: уж если за что берется, то не отступает. Ему нравилась своя работа, но когда молодые рабочие взяли обязательства овладеть еще одной профессией, Алеша перешел на фрезерный станок, на котором и работает до сих пор.

А потом Алеша Кондратьев пришел в 6«а», куда его комсо

мольская организация завода послала вожатым.

Никогда Алеша не думал, что это комсомольское поручение изменит его жизнь.

Тридцать шесть пар глаз изучали вожатого, ожидали, что он скажет.

А он, глядя на них, думал: «Вам-то, чертям, хорошо: сидите и смотрите, а мне нужно что-то делать...»

Он достал из кармана заготовку, необработанный кусок металла, и пустил по рядам. Ребята с недоумением рассматривали, пожимали плечами. Обыкновенная железяка.

— А это зачем? — полюбопытствовал Саша Рожков.

— Я думал: будет фокус. Была железка... Раз, два, три... выскочит какой-нибудь кролик.

В классе засмеялись.

— При желании можно ее и в кролика превратить. — Алеша достал из кармана куртки сверкающую шлифовкой деталь. — А вот эту штуку я час тому назад сделал из такой же заготовки.

Деталь пошла гулять по классу. На этот раз ребята долго не выпускали ее из рук, рассматривали, гладили.

...Эта первая встреча произошла два года назад. С тех пор много воды утекло. Алеша стал своим человеком в классе.

Если он хотя бы один раз не пришел, сколько потом было упреков, даже если причина была уважительной. Собирать макулатуру или металлолом? Ребята всегда с удовольствием занимались этим, если с ними рядом был Алеша. Фантазии у него хоть отбавляй! Собирая старые газеты, ребята мысленно уже видели на прилавках книжных магазинов прекрасно изданные новые книги, такие, как «Остров сокровищ», «Робинзон Крузо», «Дон-Кихот».

Праздником стали походы на завод, где работает Алеша. Ребята познакомились со всеми рабочими цеха, многих мастеров Алеша приводил в школу, где они рассказывали ребятам о своей профессии. Когда учащиеся появлялись в цехе, рабочие уступали им свои места у станков и показывали,как нуж-