Костёр 1977-11, страница 389 августа 1942 года Фашистские дивизии топтали и жгли советскую землю. Они подошли вплотную к Ленинграду, и композитор Шостакович, ленинградский житель, требовал, чтобы его, как и многих ленинградцев, послали на фронт. «Возьмите хоть в кашевары!»— умолял он, но ему отвечали, что в тылу, сочиняя музыку, он принесет больше пользы. На любимые, знакомые с детства улицы падали бомбы. По восемнадцать часов подряд враг осыпал артиллерийскими снарядами город. Как раз в эти дни, в эти часы Шостакович писал середину Седьмой симфонии. Уже была написана первая часть, где музыка рассказывала о страшном фашистском нашествии, о страданиях и гибели советских людей. Утром 17 сентября композитор закончил вторую часть, и через два часа его привезли в радиостудию для выступления. — Слушай нас, родная страна! Говорит город Ленина. Говорит Ленинград! — объявил диктор, и Шостакович прямо в микрофон, волнуясь, стал рассказывать: — Я говорю с вами из Ленинграда в то время, как у самых ворот его идут жестокие бои с врагом, рвущимся в город, и до площадей доносятся орудийные раскаты... Два часа назад я закончил две первые части симфонического произведения... Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность!.. 27 декабря 1941 года Шостакович закончил Седьмую симфонию. Он жил уже месяц в Куйбышеве, куда его почти силой увезли из Ленинграда. 2 июля 1942 года, когда вражеские дивизии по-прежнему стояли у ворот города, «Ленинградская правда» сообщила, что в город доставлена на военном самолете Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. Публичное исполнение ее состоится в Большом зале филармонии. Зимой ослабевшего от голода дирижера Карла Ильича Элиасберга на саночках свезли в стационар. Теперь, хотя и с большим трудом, он передвигался сам. Для исполнения симфонии требовался большой оркестр. Двадцать семь оркестрантов радиокомитета погибли во время блокадной зимы от голода и бомбежек. Многие были на фронте. На стенах города появилось объявление: «Просьба ко всем музыкантам Ленинграда явиться в радиокомитет». И музыканты являлись. Исхудавшие за зиму, они доставали свои скрипки, виолончели, надевали концертные фраки. Все-таки их не хватало, и тогда из воинских частей по приказу командования фронтом были откомандированы те, кто прежде играл в оркестрах. На 9 августа гитлеровцы назначили день падения города. Они отпечатали заранее пригласительные билеты на банкет в ресторан «Астория» и раздали их господам высшим офицерам. На 9 августа ленинградцы назначили премьеру Седьмой симфонии. Командующий фронтом приказал подавить все огневые точки врага. Эта операция готовилась заранее и называлась «Шквал». В 7 часов вечера, когда дирижер поднял палочку, на Пулковских высотах раздались могучие залпы, их подхватили тяжелые дальнобойные орудия и орудия главного калибра морской артиллерии. У каждого музыканта на пюпитре лежали расписанные из партитуры ноты. У каждого орудия тоже была своя партия — свои огневые таблицы. Фашистские батареи, штабы, наблюдательные пункты были подавлены, ослеплены. Ни один вражеский снаряд не помешал исполнению Ленинградской симфонии в Ленинграде. Перед началом трансляции этого концерта по радио диктор сказал: «Дмитрий Шостакович написал симфонию, которая зовет на борьбу и утверждает веру в победу. Само исполнение Седьмой симфонии в осажденном Ленинграде — свидетельство неистребимого духа ленинградцев, их стойкости, их веры в победу, их готовности до последней капли крови бороться и завоевать победу над врагом. Слушайте, товарищи! Сейчас будет включен зал, откуда будет исполнена Седьмая симфония Шостаковича». В зале сидели моряки с кораблей и вооруженные пехотинцы. Сидели мужчины и женщины в ватниках, с противогазовыми сумками на боку. Все они в этот год перенесли страдания. Они разучились плакать от горя, а сейчас плакали от радости. В этот день, 9 августа 1942 года, весь мир узнал, что изможденные, пережившие голод и мороз блокадной зимы ленинградцы все-таки сильнее наглых и сытых гитлеровцев. 36
|