Костёр 1977-11, страница 39

Костёр 1977-11, страница 39

о

Мальчик Иоо и его друзья

РАССКАЗЫ О ЧУКОТКЕ

Юрий РЫТХЭУ Рисунки И. Дяткиной

ГРУСТЬ

Иоо стоял на берегу моря, еще покрытого толстым льдом, и ему было грустно... Когда еще придет пароход! А хорошо быть моряком. Они как вольные птицы: сегодня — здесь, а завтра — там...

Каждое лето приходит пароход.

Об этом знают заранее — по радио сообщают. Сначала на горизонте появляется дым, потом труба, белый дом, а под конец и сам черный корпус. Пароход гудит, и береговые скалы отзываются эхом.

Пароход разгружают несколько дней. Он стоит на рейде — черный, строгий и красивый. От него к берегу бегает юркий катерок с баржой на буксире. На берегу вырастают большие

горы угля, ящиков и мешков. Все это на долгую и трудную зиму. В пургу будет гореть в печках каменный уголь, в горячем чае таять сахар, а в пекарне будут печь из муки вкусный белый хлеб...

На берег сойдут моряки. Воротники у них широко распахнуты, чтобы все видели тельняшки. Они будут фотографировать сопки, горы и собак.

Когда Иоо вырастет, он будет моряком. Будет носить полосатую тельняшку и черные морские брюки. И плавать по теплым морям, где никогда не бывает льда. Ему там интереснее. Что такое холод и ледяные горы, йоо хорошо знает, а вот в жарких странах не бывал. Он хочет посмотреть на живых обезьян и увидеть настоящий живой лес. Чтобы листья шумели над головой и пахло цветами.

Пароходы обычно уходят ночью. Когда выбежишь рано утром из дому — на море уже пусто. Пусто от берега до того места, где небо касается воды... Дойти бы туда и заглянуть— что там, за водяным обрывом. Говорят, что земля круглая, как мяч.

И еще есть дальние страны, и так сильно хочется их увидеть, что становится грустно.

Иоо вспоминает, как в прошлом году он часами сидел на берегу моря — не покажется ли дымок на горизонте.

Охотники уходили на вельботах в море.

Они на целый день скрывались за той полосой, где небо смыкалось с водой, будто скатывались на другую сторону земного шара.

Йоо знал, что вельботы вернутся.

Вельботы приходили с добычей. Иногда с китом, иногда с моржами. Китов на берег вытаскивали тракторами. Морских великанов до позднего вечера разделывали. С моржами дело проще. Но все же, когда их было много, работа затягивалась за полночь.

Вельботы всегда возвращались.

А пароходы не возвращались. Они уходили навсегда или очень надолго, до следующего лета...

Вот почему йоо было грустно.

Однажды в село прилетел большой серебристый самолет. Он привез из Якутии голубых песцов.

йоо вместе со всеми побежал к самолету. Подкатил на своем вездеходе отец. К вездеходу были прицеплены большие сани.

Летчики открыли широкие грузовые люки.

Внутри самолета стояли клетки. В клетках сидели испуганные зверьки и жмурились от яркого света. Они совсем не были голубыми. Серые, грязные, маленькие...

— О, голубые песцы! — радовался директор совхоза.

йоо не понимал его: чему радоваться?

Вечером он спросил у отца:

— Почему такие грязнухи называются голубыми песцами?

Отец улыбнулся и ответил:

— Они еще станут голубыми. Просто песцы долго ехали, устали.

37