Костёр 1980-02, страница 24

Костёр 1980-02, страница 24

ПОИСК ЮНКОРОВ и

СЛЕДОПЫТОВ „КОСТРА", ПОСВЯЩЕННЫЙ 110-й ГОДОВЩИНЕ

СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

ВЛАДИМИРА ИЛЬИЧА ЛЕНИНА

«Было это 4 февраля 1919 года. На пост у квартиры Ленина я заступил в 21.00 и стоять надо было ровно два часа. Стою и, как всегда на этом посту, думаю: увижу сегодня Владимира Ильича или нет? От часового, которого я сменил, знал: Владимир Ильич домой еще не возвращался, работает у себя в кабинете. Но знал и другое, что работает он порой до самого рассвета. И вдруг вижу, идет Лидия Александровна Фотиева — секретарь Совета Народных Комиссаров. Я, как и положено, спрашиваю: «Ваш пропуск?» Отвечает, что пропуска нет, но что ей очень нужно пройти в квартиру Ленина. Я говорю: «Без пропуска пропустить не могу!» И — не пропустил. Ушла. А через несколько минут возвращается и протягивает бумагу. Смотрю, а это — не просто пропуск... В левом верхнем углу напечатано: «Председатель Совета Народных Комиссаров». А ниже красными чернилами написано от руки: «Часовому. Пропустите в мою квартиру подательницу, товарища Фотиеву, секретаря С Н К. Председатель СНК В. Ульянов (Ленин)» Взял я этот совнаркомовский бланк и говорю: «Теперь, пожалуйста, проходите».

А дальше было вот что. Пришел день, и кончил я курсы красных командиров. Назначение получил на Южный

фронт. А что такое Южный фронт в 1919 году? Вспомнили? Правильно, — это борьба с Деникиным. А перед самой отправкой на фронт получил краткосрочный отпуск. Приезжаю домой, к матери, и говорю: «Смотри, записка, написанная самим Лениным! Это он для меня лично ее написал. И пока я буду на войне, храни ее, как зеницу ока!». Не поверила, говорит: ' «Нет здесь твоей фамилии», но хранить обещала. А потом, когда я с фронта вернулся и спросил ее, где записка, а она забыла, и когда я раненый, на костылях, стал ее искать по всему дому, тут уж поверила. И вместе со мной радовалась, когда мы ее нашли. И вот — считайте... С 1919-го по 1963-й, целых

сорок четыре года и я, и мои родные хранили эту ленинскую записку. А в 1963 году приходит ко мне домой научный сотрудник Института марксиз-ма-ленинизма и спрашивает: «Вы тот самый Чернышев, который учился в Кремле, на курсах красных командиров?»— «Да, — говорю, — это я. В чем дело?» — «Правда ли, что у вас есть документ, написанный Владимиром Ильичем Лениным?»— «Правда, — говорю, — вот он перед вами!». А записка эта в моей комнате на стене в рамке висела, на том же месте, где сейчас эта фотокопия. Смотрит он на нее

и говорит: «Какое счастье, что я нашел вас, а вы сохранили эту реликвию». И с тех пор она находится в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма...».

Рассказ бывшего кремлевского курсанта Григория Наумовича ЧЕРНЫШЕВА

записали следопыты Ленинградского дворца пионеров

Алена Парайская и Ира Доброва

У нас в школьном музее есть фотография девушки в буденовке. Снимок этот совсем старенький — он сделан во время гражданской войны. А девушка в буденовке очень юная. Такой была в те далекие годы Елизавета Яковлевна Барская. Рядом с фотографией, на музейном стенде, рукопись воспоминаний Елизаветы Яковлевны,. которую она подарила нашим следопытам.

Елизавета Яковлевна — член партии коммунистов с 1917 года. Была бойцом Красной гвардии в Баку. А с 1919 года —

курсантом 1-х московских пулеметных курсов. И самое интересное в ее воспоминаниях — рассказы о встречах с Лениным.

«...Будучи курсантом, чтобы не бросалось в глаза, что я девушка, в разговоре о себе я употребляла слова вместо «пошла» — «пошел», вместо «выполнила» — «выполнил».

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Курсант пионер

Близкие к этой страницы