Костёр 1980-04, страница 28

Костёр 1980-04, страница 28

К ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЮ УЧРЕЖДЕНИЯ

ОРДЕНА ЛЕНИНА

высш

РОДИНЫ

Шел 1930 год, второй год первой пятилетки. Советские люди строили социализм. Они отлично трудились, досрочно выполняли планы. Это было время новых героев, новых дел, новых строек и побед. Для награждения этих героев в канун 60-летия со дня рождения В. И. Ленина, 6 апреля 1930 года, Президиум ЦИК СССР учредил высшую награду первого в мире социалистического государства — орден ЛЕНИНА.

В статуте ордена указывалось, что им награждаются за особые заслуги в социалистическом строительстве, за выдающееся проведение специальных, особой государственной важности заданий в области промышленности, обороны страны, науки, сельского хозяйства...

Теперь каждому хорошо знаком этот орден на алой муаровой ленте, с дорогим изображением Ильича и пятью буквами

«ЛЕНИН».

Первыми трудящимися, награжденными орденом Ленина, были лучшие работники сельского хозяйства системы «Зерно-треста», строители Сталинградского тракторного завода, 89 ударников нефтяной промышленности и в их числе Сергей Миронович Киров. Многие ударники первой и второй пятилеток стали кавалерами высшей награды: забойщики Алексей Стаханов и Никита Изотов, ткачихи Евдокия и Мария Виноградовы, машинист Петр Кривонос, колхозница Мария Демченко...

Орден Ленина вручается коллективам учреждений и предприятий, организациям, научным и учебным заведениям, областям и городам... Его можно увидеть на знаменах Ленинского

В. ГРУСЛАНОВ

В Ленинграде, на берегу величавой Невы, по левую руку от Кировского моста, если идти от Марсова поля к Неве, стоит красивый дворец из серо-голубого мрамора. Он так и называется— Мраморный дворец.

Когда в 1936 году решили в Ленинграде открыть музей, посвященный Владимиру Ильичу Ленину, лучшее здание для музея найти было трудно — Мраморный дворец и просторен и великолепен. Так было положено основание Ленинградскому филиалу музея В. И. Ленина.

Сразу же работники музея принялись отыскивать и собирать всевозможные документы и предметы, относящиеся к жизни и деятельности Владимира Ильича. Помогали им в этом тысячи людей.

В те годы я работал в музее сотрудником. Однажды мне поручили найти тех, кто тру

дился над созданием ордена Ленина.

Просматривая архивные документы, я увидел, что к доработке проекта ордена Монетный Двор пригласил известного скульптора Игоря Всеволодовича Крестовского. Крестовский свой проект представил в 1934 году. По нему-то и был утвержден в июне 1936 года знак ордена Ленина. Изготовлялся орден Ленина из золота и платины. Каждый орден имел очередной номер и укреплялся на винте. Все это я узнал. Но когда я пошел в Монетный Двор, чтобы найти восковую модель и попросить передать ее в наш музей, обнаружилось, что этой первой модели нет. Те люди, с которыми я говорил в Монетном Дворе, удивились не меньше моего.

«Сам Крестовский жив, — сказали мне. — Попытайтесь

что-нибудь узнать у него... А мы тоже будем искать... Непонятный случай. У нас двести лет никогда и ничего не исчезало...»

Так я познакомился с Игорем Всеволодовичем. Это был прекрасный скульптор и обаятельный человек. Рассказывал он мне о своей работе над проектом много, показывал многочисленные фотографии, которые использовал в работе, и даже фотографию, сделанную с самой модели. Но вот поведать о дальнейшей судьбе восковой модели он ничего не мог.

Посочувствовали мне в музее и сказали: «Да, это был бы ценный экспонат...»

Я решил найти модель во что

бы то ни стало. Снова и снова

• * —-

ходил на Монетный Двор. Просмотрев в архиве все, что могло пролить свет на исчезновение модели, я решил идти дру-

28