Костёр 1982-10, страница 28

Костёр 1982-10, страница 28

самолеты с черными крестами на крыльях. В ту же ночь мирный латвийский город стал передовой линией фронта, хотя в Лиепае не было военных. Части Красной Армии старал'ись задержать врага на дальних подступах к городу, а в городе пятьсот кораблестроителей завода «Тосмаре» и двести пятьдесят рабочих «Красного металлурга» взяли в руки оружие. Было в Лиепае около трехсот коммунистов и примерно столько же комсомольцев.

Утром 23 июня, поднимая облака пыли, приблизились к Лиепае автомашины и мотоциклы гитлеровцев, хорошо вооруженных, прошедших с боями по всей Европе. Казалось бы, что для них Лиепая?! А не смогли они войти в город. Остановили их молодые парни, впервые взяли они оружие, а фашистов не пропустили. На всех участках обороны насмерть стояли рабочие отряды Микелиса Буки, Яниса Зарса, Иманта Судмалиса. И враг не прошел.

Он бросил против маленькой Лиепаи две дивизии. Не пройти! Он усилил дивизии артиллерией и моторизованными частями. Ничего не получается! Тогда фашисты пустили танки...

Семь дней сражалась Лиепая, небольшой мирный латвийский город.

Отгремела война. Трудолюбивый латвийский народ восстановил разрушенное в годы фашистской оккупации хозяйство. А потом стал заново создавать целые отрасли промышленности! Сейчас продукцию маленькой прибалтийской республики знают в разных странах мира!

Больше всех в нашей стране выпускает Латвия радиоприемников, мопедов, холодильников. Бегут по улицам наших городов построенные в Латвии трамвайные вагоны. Работают автоматические телефонные станции, мчатся по рельсам пассажирские вагоны. Во многих портах мира знают суда Латвийского морского пароходства. Еще бы! Ведь за послевоенное время грузовые

перевозки торгового флота этой республики выросли в 18 раз!

Из Лиепаи по Балтийскому морю идут суда мимо Курш-ской косы. Находится она недалеко от того места, где впадает в море отец литовских рек — Нямунас. Если кто-то попадет на Куршскую косу, литовцы обязательно расскажут ему легенду о девушке-великанше Неринге. Когда-то давным-давно она провожала в море литовских рыбаков и встречала на берегу с уловом. Если случался на море шторм, спасала Неринга рыбачьи суденышки, выводила их к родным причалам. Однако не всегда успевала девушка на помощь рыбакам, много гибло их, когда бушевала непогода.

И решила Неринга помочь людям избавиться от беды раз и навсегда. Великанша насыпала в передник песок и носила его в море и высыпала около устья Нямунаса. Получилась песчаная насыпь, отгородила она бухту от морских ветров. Рассердился ветер на Нерингу, набросился на песчаную косу, швырял на нее свирепые морские волны, но сделанная девушкой насыпь выдержала. С тех пор рыбаки могут ловить рыбу в бухте, закрытой от ветра песками. Но пески эти живые, они могут двигаться. Бывало, двигаясь, пески засыпали целые деревни. Но это было давно. Теперь литовцы научились бороться с шагающими дюнами. Они сеют на них травы, сажают лес, создают защитные участки.

Но не только этому научились литовцы. Строят они теперь крупные рыболовецкие суда. И ловят рыбу они не в прибрежных водах, как раньше, а уходят далеко в Атлантический океан и Баренцево море. По нескольку месяцев бороздят морские просторы рыбаки. А если заполняют трюмы уловом, то не спешат к берегу — вызывают к себе плавучие рыбозаводы.

Когда-то заводы Москвы,

Ленинграда, Белоруссии и Украины помогли Литве создать свое станкостроение, а теперь республика сама отправляет во все города страны электронно-вычислительные машины и стройматериалы, электрические кабели и бумагу, станки и минеральные удобрения.

Если войти в устье Нямунаса и пройти по нему на лодке вглубь Литовской республики, то можно попасть в небольшой курортный город Дру-скининкай, известный своими источниками лечебных минеральных вод. В парке города, недалеко от павильона источника стоит памятник Ми-калоюсу Константинасу Чюр-лёнису — художнику и композитору.

Однажды художник сказал: «У меня здоровые крылья. Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну». Он нашел эту страну, вернее создал ее на своих полотнах и озвучил прекрасной музыкой. И называется все это — музыкальной живописью. Его картины хранятся в Каунасе, его музыка звучит на концертах, исполняется по радио и телевидению, а также в маленьком домике в Друскинин-кае, где прошло детство маленького Кастукаса.

Вышли к берегу Балтийского моря три сестры, три прибалтийские республики Латвия, Литва и Эстония. Что же у них общего, кроме моря? Любовь! Любят латыши, литовцы и эстонцы свою землю, заботливо ухаживают за ней, с удивительным искусством украшают 9 свои города, высоко держат марку прибалтийских изделий и поют. Любят в прибалтийских республиках песню так, как нигде. В каждой республике есть парки, где проходят Праздники песни.

Представьте себе хор — тридцать тысяч певцов! И еще столько же зрителей. И все—-поют!

Летит песня с весенних эстрад к морю. Прекрасная песня свободных и счастливых советских людей.

Л. ГА ВРИ ЛОВ, В. СУСЛОВ