Костёр 1983-02, страница 24

Костёр 1983-02, страница 24

Каждое утро в Эрувиле на плац, где стояли узницы, выходила красивая немка и прохаживалась перед строем. Огромная овчарка, высунув язык, следовала за ней. Немка распределяла на работы, властно помахивая плеткой.

Однажды Галя испытала на себе ее удар. В то утро колонна заключенных как обычно отправилась к угольным шахтам. Но день был необычный — 1 мая 1944 года. И вдруг над колонной взвился красный флаг. Женщины повязали алые косынки, а Галя — пионерский галстук. Флаг, косынки и галстук они сделали из материала, который им достали французские подпольщики.

Кто-то запел:

— Смело, товарищи, в ногу...

Песню подхватили. Солдаты, поднимая приклады, бросились на женщин. А красивая немка яростно хлестала плеткой, стараясь попасть по лицу, по глазам...

— Сразу после Первомая бежали мы из Эру-виля. Шестьдесят три узницы. От погони ушло тридцать семь. Среди них была и я. Шли, обходя села и деревни. Если слышали рокот немецких машин, прятались в заросшие канавы. Потом остановились у лесного ручья, шалаши построили, решили организовать партизанский отряд. Командиром выбрали Надю Лисовец, а меня — разведчицей. Первым делом раздобыли оружие, наладили связь с французскими коммунистами, начали воевать. Нападали на вражеские колонны, тихо снимали часовых, взрывали склады. Представляете, как удивились фашисты, когда узнали, что во Франции, за тысячи километров от России, появился русский комсомольский отряд «Родина»!

Там, в лесах под Верденом пионерка Галя Демьянова впервые взяла в руки автомат. А комсомолкой стала после Победы, когда вернулась

домой.

Никогда не забуду, как бежала со станции по

заливалась —

деревне, ревела, слезами

вдруг

родители погибли? Смотрю: на месте сгоревшего дома хибара стоит. Стучусь. Отец (он тогда был председателем колхоза) открыл дверь, сказа.! «сейчас» и захлопнул. Слышу, говорит матери: «Пионеры пришли — картошку копать. Пойду, покажу где». Не узнал, значит, свою дочь. Я к оконцу и кричу: «Мама, мамочка!» Обернулась она на крик, увидела меня и, не говоря ни слова, упала... А через несколько дней я пошла в школу и стала учиться в шестом классе.

Накинув на плечи теплый шерстяной платок, хозяйка проводила меня до калитки. Похрустывает под ногами последний ледок. В темном небе мерцают колкие весенние звезды.

Е. ЛУКИН Рисунок М. Агалакова

НА

ПЯТИЛЕТКИ

От болот Уренгоя до Карпат развернулась эта Всесоюзная ударная комсомольская стройка. Пять нитей газопровода прокладываются сейчас одновременно с севера Сибири до территории европейской части нашей страны. За Уральским хребтом магистрали начнут разветвляться. Самая длинная проляжет до Ужгорода. Об этой ветке сейчас знает весь мир — ведь именно по ней пойдет газ в страны Западной Европы.

Ленинградские конструкторы и рабочие приступили к созданию газотурбинных нагнетателей «ГТН-25».

И вот осенью прошлого года на испытательном стенде производственного объединения «Невский завод» имени В. И. Ленина встал первый агрегат, а в цехах завода уже шла сборка следующих машин. Испытания проводились очень тщательно: на трассе один такой нагнетатель должен перекачивать газ на тысячи километров под давлением 25 атмосфер!

Испытания показали, что по многим показателям «ГТН-25» превосходит лучшие зарубежные образцы.

В соревновании за создание уникальных машин для Ударной стройки впереди шли комсомольцы.

С. РАЗИН

Фото М. Ширмана и В. Дудко