Костёр 1983-02, страница 27

Костёр 1983-02, страница 27

ные бои. Один за другим обнаруживались новые материалы, новые факты, новые имена.

Рассказывает Лена СОБКО:

«Вот фотографии Шульги Семена Сергеевича. Он был телефонистом. Погиб 9 апреля 1942 года на высоте 66,3 близ села Фронтовое. До последней минуты он держал связь, пока автоматная очередь не сразила его.

Мы нашли адрес матери Семена Шульги — Ирины Архиповны. Завязалась переписка. Не раз приглашали мы Ирину Архиповну в гости, но она, сетуя на годы и здоровье, не могла приехать — живет она далеко, в Калужской области.. А как-то из одного ее письма выяснилось, что Ирина Архиповна живет совсем-совсем одна, и что дом ее весь рассохся и крыша протекает, и что даже дров на зиму ей не под силу заготовить.

Срочно цаписали мы письмо в Калужский военкомат. Каждый следопыт подписался под письмом. Ответ пришел очень быстро. Из Калуги сообщали, что дом Ирины Архиповны отремонтирован, дрова заготовлены на год вперед и что заботу о матери героя взяли на се? бя местные пионеры».

Были и огорчения. Не всегда удавалось найти родственников погибшего воина или узнать имя безымянного героя. Порой сталкивались они с человеческим равнодушием. И это было самым трудным испытанием.

Но гораздо чаще люди шли навстречу следопытам. И начальник порта. И незнакомая сельская почтальонша, сумевшая доставить письмо вдове солдата, давно сменившей место жительства. И старые участники боев за освобождение Крыма, приславшие ребятам свои воспоминания.

Отряд имени Г. И. Вислобокова давно уже стал правофланговым. В походах окрепла настоящая дружба. Двойки как-то исчезли сами собой. И постепенно накопился большой опыт поисковой работы. А опытом надо делиться.

На Всесоюзной пионерской линейке, посвященной новому Маршу юных ленинцев, пионеры 8 «а» класса взяли шефство над четвероклассниками.

Рассказывает Саша КОНЕВ:

«Главное, чему научила меня поисковая работа, —, по-другому относиться к людям. Раньше я почти не замечал стариков, а теперь при встречах думаю: все они прошли через войну. Многие из ветеранов люди очень мужественные, с сильной волей. Но всем им, я заметил, нужна наша забота, наше внимание. Не ради известности, а может быть, ради нас самих. Они любят нас и вообще любят людей. Хотя видели и пережили всякое. Я, наверно, сбивчиво говорю, но еще я понял, что людям необходимо знать, где похоронены их родные. Почему это так, я • не могу объяснить — просто теперь знаю это и верю этому».

У набережной стоит памятник погибшим воинам. На плитах у Вечного огня высечены

фамилии тех, кто покоится в братской могиле. Каждый год в День Победы приезжают сюда родные погибших, чтобы поклониться, возложить цветы. А приморские следопыты получают в этот день особенно много писем.

«Милые, дорогие ребята!

Я дочь Алексея Константиновича Коростылева. Из похоронки я узнала, что отец похоронен где-то в Крыму. Подробностей не было. И вдруг — письмо от вас. Я часто слышала о следопытах, но никогда не думала, что посчастливится встретиться с ними».

Л. А. КОРОСТЫЛЕВА,

Орел

«...Сорок лет назад в боях с немецко-фашистскими захватчиками погиб на крымской земле мой брат Иван Васильевич Дворцов. На протяжении всего этого времени наша семья вела активные поиски места захоронения, но — безрезультатно.

И вот недавно получили ваше письмо...»

Н. В. ДВОРЦОВ,

Ленинградская обл.

«Я очень благодарна, дорогие, что своим благородным трудом вы дали мне возможность поклониться земле, принявшей моего отца, который сражался за наше с вами счастье».

М. И. ЧЕЛЫШЕВА,

Житомир

Письма приходят со всей страны. А на конвертах один и тот же адрес: 334804, Феодо-сия-4, поселок Приморский, школа № 7, следопытам.

С. ЧИГАРЕВ Фото А. Лосьио