Костёр 1983-02, страница 30

Костёр 1983-02, страница 30

1

ты же застряли с караваном. Чем кормить ребят? Шерпы будут идти долго — знаю я эти дороги!

Кстати о дорогах... Основное средство сообщения в Непале — тропы. Весь груз в горных районах переносится носильщиками... на голове! Широкая кожаная петля проходит через лоб, опускается на плечи и удерживает груз на спине. По тропам постоянно идут вниз и вверх мужчины, женщины, дети. Каждый обязательно что-нибудь несет — дрова, сено, продукты, даже строительные материалы для мостов и домов. Я не видел ни одного человека любого возраста, праздно идущего по тропе. Яки используются только очень высоко в горах у подножия ледников.

20.03.82. Четвертый день работы на ледопаде. Из них два впустую.

Вчера Эдик и Коля спустились часа в четыре. Рассказывали, какие там страшные трещины и сложные стены. Вернувшись на мои следы, они прошли еще шесть веревок и повесили 120 метров перил. Вышли на пологую среднюю часть ледопада, но пути на склоны не нашли.

Во время ужина начался сильный ветер. К середине ночи он настолько увеличился, что свалил один шатер, а второй устоял только потому, что в нем спали шерпы, которые лихорадочно сдерживали метания своего дома. При этом внутри все было перевернуто и разворочено, низ шатра порван почти по всему периметру. В конце концов Дава и На-уан оставили попытки закрепить шатер и уже под утро пошли спать в высотную палатку. К этому времени около шести часов ветер как будто стал стихать. Наш кемпинг выстоял».

Из дневника Леонида ТРО-ЩИНЕНКО

«Уже здесь, в базовом лагере, давала себя знать высота. Наш ответственный за питание Володя Воско^ойников, человек на удивление ответственный. Его всегда мучило, если

26

что-нибудь не получалось. Однажды он спросил меня; «Что сделаем сегодня к обеду?» «Давай вареники», — предложил я, совсем забыв,

что мы на 5300 и что здесь

даже макароны не варятся»...

»

Из дневника Владимира БА-ЛЫБЕРДИНА

«21.03.82. Сегодня произошли два важных события: мы с Вовиком вылезли на 6100 и прибыла основная часть экспедиции. Вышли мы пораньше, в 4-15. Во многих местах путь оказался откровенно опасным. Венцом всего была шестидесятиметровая стена, в некоторых местах совершенно отвесная, состоящая из ледяных глыб, на которые нет никакой надежды.

Проходя ее, я натерпелся страха за себя и за Володю, который стоял внизу и которого я мог завалить одним неловким движением. После этого прошли еще одну стенку метров пятнадцать и по увалам подошли вплотную к северным скалам гребня Нукзе.

Отсюда ледник Кхумбу просматривается весь, видна вершина Эвереста и верхняя стенка нашего контрфорса. Опять поволновались на «живой» сте

не. «Живыми» мы называем свободно лежащие камни, которые представляют особенную опасность при восхождении. Случайно сдвинутый неосторожным движением, веревкой или сильным порывом ветра, такой камень может привести к камнепаду или обвалу.

...Ужасно чувствуешь себя, когда сверху со свистом и воем артиллерийского снаряда несется целый залп камней самого разного калибра. Возможные места камнепадов все-таки мы стараемся предусмотреть и прокладывать маршрут по гребешкам или под стенками, чтобы иметь прикрытие.

В этом случае стараешься вообразить себя мухой, идешь крайне осторожно, медленно, плавно, без рывков, осматриваешь каждый камень, рассчитываешь каждое движение, старательно укладываешь идущую за тобой веревку, которая тоже может нарушить равновесие. А главное, что на живых стенках, как правило, невозможно организовать надежную страховку. Когда нет монолитной скалы, некуда забить и крюк, которому бы ты доверил свою жизнь...»

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Вова рассказывает о мухе и

Близкие к этой страницы