Костёр 1983-11, страница 25

Костёр 1983-11, страница 25

%

ИМЕНИ ЛЕНИНА

Ю. ПАРАМОНОВ

Горловка — один из крупнейших промышленных центров Донбасса.

Шахта, где мы находимся, вот уже шестьдесят лет носит имя Ленина. Мы стоим в светлом просторном зале. Здесь, перед спуском в шахту, бригады получают задания на работу.

Смену молодых рабочих сегодня провожает кавалер орденов Ленина и Трудового

ШШШк

Щшщт.

Красного Знамени, почетный шахтер Иван Никитович Мери-мерин. В его руках красная папка, где хранится расчетная книжка шахтера, выписанная на имя Владимира Ильича Ленина.

60 лет назад, в этот памятный день, рабочие и служащие Госрудника № 5 (так в то время назывался бывший рудник Альберта), постановили на общем собрании: «Госрудник № 5 назвать именем товарища Ленина, а своего любимого вождя Ильича просить принять на себя звание почетного забойщика. Его заработок отчислять на культработу».

Нелегкое это было время. Недосыпая ночей, недоедая, возрождали горняки свою шахту. Нужно было откачать воду, пустить паровые котлы. Рабочие по куску собирали уголь возле эстакады, тачками доставляли его в котельную. Трудились все, даже дети и старики пришли на помощь шахтерам. И вот, наконец, шахта подала голос. Раздался первый гудок...

— Уголь добывали тогда обушками и кайлами, — вспоминает Иван Никитович, — техники не было практически никакой.

Почетное право называться Ленинской шахта получила после того, как одной из первых в Донбассе, несмотря на раз-оуху гражданской войны, ста-па выполнять государственные задания по добыче угля, который Ленин называл хлебом для промышленности.

Притихли молодые рабочие. Каждому хочется услышать бывалого забойщика.

— И вот что интересно, продолжает Меримерин, кто бы ни встал на трудовую вахту в Ленинском забое, опытный шахтер или новичок, — больше всех в этот день угля нарубит.

Иван Никитович прищуривает глаза, смотрит с улыбкой и обращается к стоящему рядом секретарю комитета комсомола шахты Юрию Козыреву:

Скажи, Юра, чья сегодня бригада в Ленинском трудится?

Бригада Виталия Кучеренко, — отвечает комсорг.

Ну и как дела у них? Идут впереди остальных. Каждую смену перевыполняют заданир.

— Вот и я о том же говорю, — удовлетворенно кивает старый забойщик. — Такая у нас традиция.

Он смотрит на часы.

— Ну, молодцы, успеха вам. Шахтерский труд хотя и нелегок, да славен.

Прежде чем попасть в шахту, необходимо переодеться в рабочую одежду. Полностью. Чистое нижнее белье еще хранит запах свежести. Стираная куртка немного топорщится на плечах, словно у новобранца. Брюки заправлены в резиновые сапоги. Нужно не забыть взять ремень, пристегнуть к поясу аккумулятор, от которого тянется провод к фонарику, прикрепленному над козырьком шахтерской каски. «Свет», как говорят шахтеры, выдают в специальном помещении. Оно носит название «ламповая».

Остается перекинуть через плечо ремень изолирующего шахтного спасателя, чем-то напоминающего флягу-термос, внутри которого находится маска и кислородообразу-ющий состав для дыхания, него под землю спускаться нельзя, таков порядок. Если предстоит работа в запыленной среде, необходимо взять респиратор. I"!Я

Проходя мимо окошка табельной или «отметки», как ее иногда называют, получаем металлический жетончик, где

22