Костёр 1984-01, страница 24

Костёр 1984-01, страница 24

ВОЕНРУК

Юрий КАЛИНИН

РАССКАЗЫ

Рисунки А. Борисенко

В Жарме было холодно. Особенно тяжелой была первая военная зима. Очередь за хлебом по карточкам занимали с ночи. Из старых бараньих шкур варили холодец.

Железнодорожники — народ организованный. Весной они починили старый колесный трактор, приискали в межхолмьях участок подходящей земли, вспахали ее и засадили картошкой. Вдорь Жарминки наделили участки и раздали семьям под огороды. Словом, к осени с голодухой справились, но все же в годы войны существовали не сытно. Есть хотелось постоянно. Начиная с весны, мы бродили по степи, в зарослях речки и непрерывно что-то жевали. То заячью капусту, то вязкую черемуху, то ко'рни солодки, то дикий лук-сарамсак. Удили пескарей и чебаков, таскали петлями щурят. Промышляли как могли. Именно с той далекой военной поры и понял я, как богата и щедра казахстанская земля.

Среди железнодорожников было немало охотников. В войну охота была великим подспорьем.

В Жарминке водились чирки. Утки и гуси обитали на многочисленных озерах. Когда у отца выдавалось свободное время, он брал ружье и уходил добывать зайца. Иногда кто-то из удачливых охотников добывал в горах архара. Тогда он над входом своего дома вывешивал огромные

20

спиралевидные рога. Был в этом особый охотничий шик. Мимо такого дома мы проходили с почтением.

Охота была нашей страстью. Охотничий азарт, сидящий в каждом из нас, перехлестывал через край. Охотиться мы готовы были всегда, и не было такого занятия, которое могло бы отвлечь нас от охоты.

Вооружение наше состояло из рогаток с резинками от противогазовых масок и волосяных петель. Если честно сказать, то рогатки особой популярностью не пользовались. Во-первых, очень трудно было доставать резину, а во-вторых, и хлопот с ними хватало. То в стекло попадешь, то в кошку, то в курицу. За это крепко попадало и от пострадавших хозяев и от родителей. Но что самое главное, рогатку тут же отбирали и она пропадала навсегда.

Другое дело — петли. Петли делались так. Мы подкрадывались к запряженной в телегу или в сани лошади и, изловчившись, выдергивали у нее из хвоста прядку длинных волос. Лошадь лягалась в передок телеги или саней. Этот передок нас и спасал. Из волос вязали петли, брали кусок доски, шилом протыкали в нем рядки дырок и в эти дырки вставляли концы волосяных петель, которые заклинивали щепками.

Мы уходили к скирдам сена, где в любое время