Костёр 1984-03, страница 28

Костёр 1984-03, страница 28

\

ОТ ВРЕМЕН СТАРИННЫХ

РУССКИЙ

АР

ОР

ИЗ БЛОКНОТА ХУДОЖНИКА

О. ФИЛИПЕНКО

Можно нарисовать вас?— спрашиваю я у девушек хв белых халатах. Они приветливо улыбаются.

Цех ручной росписи. Светло, приглушенные голоса, у некоторых девушек на головах наушники, из которых чуть слышна музыка. Время от времени раздается легкое позвякива-ние—на специальных катал-ках-стеллажах привозят еще белые чашки, чайники, сахарницы, которые так и называются — «белье»...

Я рисую девушек, а Тамара и Люда, с которыми мы уже разговорились, ни на миг не выпускают из рук кисточки. Работают ловко, быстро — готовая уже к обжигу посуда ставится в плоские ящики. Цвета неяркие, они вспыхнут и засияют во всю силу после обжига.

Мне все интересно: и что есть два вида росписи — надглазур-ная, когда краски наносятся на уже глазурованную и обожженную, блестящую поверхность. И подглазурная — посуда расписывается еще шероховатой, матовой, а глазуруется и обжигается потом, причем после обжига намного уменьшается в размере. Подглазурная роспись получается расплывчатой, в синей или зеленовато-коричневой гамме. Оказывается, и краски специальные — тонкая смесь легко

плавкого размолотого стекла и красящего вещества, которое получают из различных металлов, их окислов и солей.

Расспрашиваю, где обучаются ремеслу живописца по фарфору. Девушки рассказывают, что у завода есть базовое ПТУ № 90. Еще учась там, не раз они были в заводских цехах на практике. А на заводе работают уже второй год, и им здесь очень нравится. Отвечают охотно, а когда речь заходит об истории завода, говорят с гордостью:

— А вы знаете, нашему заводу уже 240 лет! И он первый в России!

...Стою в музее завода перед небольшой чашечкой, похожей по форме на пиалу, мерцающей голубоватой глазурью. Она с погрешностями — небольшими черными точечками. Украшена лепными, неяркими по цвету виноградными лозами. Датирована 1749-м годом. Она одна из первых, сделанных в России, и поэтому драгоценна...

Изумительные изделия из фарфора с тринадцатого века привозились в Европу из Китая— его родины. Но доступны были лишь очень немногим, ведь, случалось, стоила чашечка столько золотых монет, сколько она весила. А однажды

несколько китаиских ваз саксонский курфюрст Август Сильный выменял на роту солдат...

С 1710 года и в Европе появился свой саксонский фарфор, изобретенный Иоганном Бетгером. Секрет его изготовления так же, как и китайского, держался в строжайшей тайне.

...Непролазная грязь болотистого берега Невы, несколько бараков кирпичного завода. По высочайшему повелению русской императрицы здесь, на окраине Петербурга, надлежит изобрести свой, русский «пор-целин» — так называли тогда

— и начать его произ-

фарфор — водство!

Занялся этим бергмайстер — горный инженер Дмитрий Иванович Виноградов. Учился он вместе с Михайлой Ломоносовым при Петербургской Академии наук и в старейших университетах Германии, был крупным специалистом по горному делу.

Найти нужное сырье, химический состав фарфоровой массы и способы его приготовления, разработать весь технологический процесс — формовку, обжиг, глазурование, открыть состав таких «огненных» красок, которые не тускнели бы при обжиге, сконструировать и построить печи для обжига... Кажется, что все это под силу решить лишь большому числу ученых и в хороших лабораториях. А он был один, вначале ему помогали всего десять рабочих. Начал на голом месте, в темной избе, где в одной комнатке жил, а в двух других работал. Все делал собственными руками, ему даже посоветоваться было не с кем, во всем полагался только на себя.

И вот начала работать Пор-целиновая мануфактура: глину возили из-под Оренбурга и из-под Москвы, там построили специальные глинопромывные заводы. Кварц добывали в Олонецкой губернии. На берегу Невы было построено множество печей, и в том числе одна огромная, с четырехэтажный дом.

Четырнадцать лет горного инженера Виноградова держали под надзором, неотступно следили и о каждом шаге до-