Костёр 1986-06-07, страница 56

Костёр 1986-06-07, страница 56

нинградского политехнического института работают здесь над интереснейшими, грандиозными проблемами. Здесь создаются и испыты-ваются линии ультравысоких напряжений. Кроме нашей страны, такие проекты нигде не разрабатываются.

Современная энергетика родилась ведь совсем недавно.

Лишь в 1881 году люди смогли передать по проводам на расстояние в 175 километров мощность в 100 лошадиных сил.

Недавно на полигоне кафедры электрических аппаратов была испытана линия, выдержавшая напряжение в три миллиона вольт. Одна такая линия способна вместить электроэнергию, выработанную 10 Саяно-Шушенскими ГЭС.

— А для чего нужны линии со сверхвысоким напряжением? Может быть, справятся прежние? — спросил я Сиваева. Он даже перестал смотреть на экран осциллографа, где змеилась зеленая кривая разряда, громыхнувшего рядом.

— Да без линий суперкласса задохнется промышленность, — заторопился он.— Без таких энергомостов мы не сможем доставить энергию гидростанций Сибири в центр страны. А нести океан энергии по проводам выгодно лишь при высоком напряжении, чтобы меньше были потери. Да это, если хотите знать,— самая настоящая работа для будущего. _-

И он опять приник к осциллографу, считывая с него информацию.

Ленинград уже спал, а над полигоном сверкали молнии. Ученые испытывали новые изоляторы и разъемы, высчитывали, как сделать суперлинии надежными, чтобы не боялись они удара настоящей молнии. Чтобы были линии компактными, с узкими просеками, не уродовали лика Земли. Чтобы были дешевыми и несли энергию будущего без потерь.

В. ТЕРЕШКИН Оформление А. Старостина

52

твой заруввжным ровесник

ИНТЕРВЬЮ НА АРТЕКОВСКОМ

ПЛЯЖЕ

Разговор начался неожиданно. Мы сидели у самого моря, и вдруг одна норвежская девочка спрашивает:

— Скажите, а далеко от Артека до Узбекистана?

— Да порядком, — ответил я, не понимая, почему ее интересует Узбекистан.

— Я знаю, там пустыня, пески,— продолжала она.— Но есть хлопковые поля и сады, где растут яблони. А еще там есть очень красивые горы и маленькие каналы, по которым с гор бежит в долины вода. Эти каналы называются арыками, а самые вкусные яблоки — наманганские.

— Все правильно,— сказал я, искренне удивляясь ее познаниям о далекой узбекистанской земле.— Но откуда ты все это знаешь?

И когда она рассказала, я еще раз убедился, каких интересных ребят собирает со всей планеты Артек, какие у них удивительные судьбы!

Мирье Уэстон тринадцать лет. Она живет в Осло. А Узбекистаном интересуется неспроста. С этой советской республикой давно и крепко связана судьба ее близких. История здесь вот какая.

Ее дедушка, норвежский антифашист Фридрик Берг-стрем, в минувшую войну был отправлен гитлеровцами в страшный концлагерь Зак-сенхаузен. И там познакомился с раненым красноармейцем Вахабом Ибрагимовым, узбеком по национальности. Рискуя жизнью, Фридрик и его друзья-подпольщики добывали лекарства для Вахаба, лечили его. И вылечили.

Дружба помогла узникам выстоять в фашистской неволе, дождаться освобождения. Расставаясь, узбек и норвежец поклялись сохранить дружбу до конца жизни.

Прошли годы. Клятву свою они сдержали. Фридрик Берг-стрем не раз уже бывал в Ташкенте в гостях у Ибрагимовых. А Вахаб гостил в Осло. Но удивительно в этой истории еще и то, что дружбу отцов продолжили дети, а потом и внуки. Летом 1984 года в гости к Ибрагимовым вместе с дедушкой отправился Стиг, младший брат Мирьи. А следующий черед, конечно, Мирьи. Очень ей хочется побывать в Узбекистане, о котором столько слышала.

— А что бы ты хотела там посмотреть, о чем узнать?

Мирья задумывается, машинально перекидывая с ладони на ладонь камешки-голыши. Я замечаю, у нее длинные красивые пальцы. А ладони крепкие, в ссадинах, со следами мозолей. Припомнилось, как на одном из артековских субботников она устроила в норвежской делегации соревнование, кто больше соберет винограда. И так здорово работала, что потом ее хвалили на вечерней линейке.

— Мне хотелось бы увидеть, как живут люди...— говорит Мирья.— Норвегия — северная страна, суровая. А Узбекистан — край жары. Не представляю жару в сорок градусов. А еще хотела бы повстречаться с узбекскими ребятами. Дедушка рассказывал, что у них есть дворцы, где каждый находит себе дело