Костёр 1986-12, страница 36

Костёр 1986-12, страница 36

На первый взгляд комната как комната. Но я уже знаю, что именно здесь появились песенка крокодила Гены, вопилки Винни-Пуха, мудрые мысли кота Матроскина... Сначала мультфильм рождается как радиоспектакль. Почему? Да потому, что художник-мультипликатор, рисуя героя, должен знать, когда он произносит «а», «о», «у»... Так что в мультипликации, в отличие от обыкновенного кино, щенок сначала говорит «гав-гав!» — а потом появляется, помахивая хвостом и ушами, поросенок сначала кричит «ой!», а потом уже разгля

дывает лопнувшии шарик, волк сначала грозится, а уж потом возникает на экране, отчаянно сжимая кулаки!

У своего пульта в застекленной кабинке звукооператор Владимир Николаевич Кутузов. Начинается работа над новым фантастическим мультфильмом «Перевал». Режиссер Владимир Ильич Тарасов дает последние объяснения актеру Александру Кайдановскому. Изображения еще нет, и поэтому только Владимир Ильич, мысленно представляя себе уже весь фильм, знает, как трудно идти людям по незнакомой планете к оставленному кораблю. И вот в полной тишине начинает звучать глуховатый голос актера — голос человека, которому предстоит далекий путь. Загорается табло: «Тихо! Идет запись!» Первые метры к «Перевалу» пройдены...

Ну а что же происходит дальше?

— Когда я встречаюсь с ребятами,— рассказывает создатель «Винни-Пуха» и «Топтыж-ки» режиссер и художник Федор Савельевич Хитрук,— мне очень часто задают вопрос: «А как движутся фигурки?» На первый взгляд вопрос чисто технический. Но это не так. Ребята верно чувствуют: суть мультипликации не только в рисунке, а в том, как он оживает. Не случайно ху-дожников-мультипликаторов называют одушеви-телями или аниматорами (анима — по-гречески— «душа»). Художник может вдохнуть жизнь в рисунок, в куклу, в пластилиновую фигурку, может научить «чувствовать» и «действовать» на экране спички, веревки, гвозди...

И вот я в цехе, где работают аниматоры. Работая, художник словно бы отгораживается от всего мира: от гудков транспорта за окном, шума деревьев, разговоров. Он сосредоточен и напряжен. Он словно играет свою роль, как в театре одного актера. Но только вместо зрителей перед ним... зеркало! Да, зеркало необходимо ему для того, чтобы правильно уловить выражение глаз, ми

мику, жесты персонажа. Своим быстрым карандашом мультипликатор тут же зарисовывает найденное.

Удивительная это профессия — рисующий актер. Мультипликатор может стать и волом, и знаменитым сыщиком, и Карлсоном, и летающим крокодилом...

А у художника-мультипликатора Марины Восканьянц совсем необычные герои — роботы. В фильме «Тайна третьей планеты» художница оживляла Громозеку и всех роботов с планеты Железяка. Среди людей бытуют поговорки «руки не доходят!» или «рук не хватает!». О Громозеке этого не скажешь. В смысле руковитости он, конечно, вне конкуренции. И заметьте, каждая рука занята делом: одной Громозека держит чашку, другой почесывает в затылке, третьей достает булочку, четвертой приглашает к столу... Словом, ведет себя как обычный человек, только очень энергичный. А когда геолог Громозека принимается за работу, то все шесть рук помогают ему справиться с делом вшестеро быстрее. И харак-