Костёр 1987-02, страница 10и забирает у него всю пушнину. Взамен оставляет щепотку табака и маленькую пачку чая. А сам был таков, ищи-свищи его в тундре, юкагир, когда проспишься. Обижали бедняков-юкагиров и свои же собственные сородичи-богачи, князьки. Их можно было по пальцам счесть, но оленей они держали тысячные стада. Богачам принадлежала и власть в тундре. Без их разрешения никто не смел кочевать. Князек указывал, где оленей пасти, где промышлять: рыбачить или охотиться на пушного зверя — кому и по какой цене продавать меха. Конечно, ему, князьку, да за бесценок. Богач спешил обобрать своего соплеменника, пока не нагрянул в тундру русский купец. Вдобавок и царь не зевал: требовал от тундровика налог. «Ясак» называется. Забирал оленей, пушнину, меха, рыбу. Тяжко жилось бедняку-юкагиру. Со всех сторон его обирали нещадно. Случалось, обчищали до последнего оленя. А это значит, ложись и помирай: есть нечего, укрыться от холода нечем. Плачут дети, плачут от бессилия родители. Но никто их не услышит. В тундре люди кочуют далеко друг от друга. Да еще если пурга... Заметет жилище вместе с голодными людьми. Когда-нибудь летом, может, кто-нибудь и обнаружит их косточки. — Много тундровиков погибало от голода и болезней,— продолжал папа.— Народности Севера все уменьшались в числе. Чуть не вымерли совсем. Революция спасла нас от всех бед. полярное сияние Я слушал папу внимательно. Немного страшно стало, когда он заговорил про пургу: вдруг и нам не хватит продуктов из-за пурги, если затянется? Умрем с голоду, как умирали в старину? Но папа знал, когда рассказывать про пургу. Он чуть раньше меня услышал, что вой слабеет. Не успел папа закончить рассказ, как разом стих- 8 |