Костёр 1987-03, страница 30салют; увлеченные! Зал подросткового клуба «Юность» был полон. Премьера! Семиклассники дают «Горе от ума». Только недавно это были Виталий, Оля, Сергей, Лена из 443-й ленинградской школы. Теперь они превратились в героев великой комедии Грибоедова. Я устроилась в первом ряду. Зазвучало фортепиано. И прекрасный вальс XIX века наполнил звуками зал. Чацкого играли многие известные артисты. И каждый из них представлял своего Чацкого. Чацкий Виталия Сушки-на растерян, удивлен. Он ошарашен тем, что увидел дома в России, где не был столько лет. Чацкий обижен и оскорблен. Мне не слишком нравится такой Чацкий, но Виталий понял его именно так. И это его право. — Молчалин может решиться на все, чтобы продвинуться в должности, чтобы пригреться под крылышком у начальника. Это очень современный персонаж, — так сказал о своем герое Сережа Жданов. Тимур Афтахов играл военного болвана — Скалозуба. И жестом и взглядом сумел показать его тупость. Ира Рязанцева сыграла жеманную старую деву, которая ищет женихов. Ира выучила две длинные фразы по-французски (а изучает она английский) и произнесла их с чисто французским прононсом. Все аплоди ровали и хохотали, когда на сцену выходила глухая смешная старушонка гран-маман. С биноклем (лорнета не достали) в дрожащих руках. Это Славе Радоско отлично удалось создать гротескный образ. Здесь же в зале сидели пятиклассники. Я обратилась к Сереже Иванову: — Как ты считаешь, о чем эта пьеса? — Человек уехал. А вернулся — его уже не любят. Но не только про это пьеса. Еще про то, как неправильно жили люди. И как честный человек Чацкий возмутился и об этом сказал. Он смелый. Я бы, наверное, так не смог... Александр Сергеевич Грибоедов написал комедию «Горе от ума» в 1824 году. Комедия эта потрясла Россию. В ней были и смех, и слезы. И трагедия мыслящего искреннего человека, и боль за отечество. Все знают, что «пройти» в школе — это не всегда значит понять. А как понять смысл серьезной и важной вещи? Как донести его до ребят? Над этим вопросом мучилась учительница литературы Елена Иосифовна Бурангулова. — Я видела, — рассказывает она, — что многим восьмиклассникам трудно не только понять, но даже прочесть комедию. «А! Стихи! Скучно». Или: «Это все не современно». Это меня страшно огорчало... На «продленке» попробовала читать пьесу семиклассникам. Потом стали читать по ролям. Рассуждать о героях. Герои стали оживать. Так родилась идея спектакля. Стали читать книги о Грибоедове, о его времени, а, значит, и о Пушкине, Гоголе, Белинском. Представьте, как легко, интересно в будущем году будет «проходить» Грибоедова. Пока семиклассники трудились над спектаклем, у них родилось новое отношение к литературе. Они научились читать, то есть думать над произведением. Оказалось, сыграть, — значит понять. Возникали и непредвиденные трудности. Текст выучили, а двигаться не могли. Особое искусство — двигаться на сцене. Тогда отправились в Русский музей, чтобы проникнуться духом XIX века. Остановились у картины Федотова «Сватовство майора». Каждый увидел в ней своего будущего героя. Разглядывал его с пристрастием. Позы, движения, костюмы... А как же костюмы? Тут повезло. Художник по тканям, мама одной из учениц— Наталья Анатольевна Тала-вина, когда узнала о затее ребят, обрадовалась и сразу включилась в работу. Пока обдумывали, шили костюмы, репетировали, спорили, сложилась атмосфера братства, дружбы, взаимопонимания. Не хотелось расставаться. Вместе пели под гитару, обсуждали книги, спектакли, фильмы. Было о чем поговорить. Началась другая жизнь. Семиклассники только несколько раз показали свой спектакль. Над ним еще нужно работать. А они уже мечтают создать у себя в школе литературно-театральную гостиную, где можно будет устраивать интересные встречи, обсуждать прочитанное и увиденное. И показывать новые спектакли. Следующим будет, может быть, «Ромео и Джульетта» Шекспира. и. они /
|