Костёр 1988-03, страница 20

Костёр 1988-03, страница 20

А как же места эти не любить? Сосновые боры вокруг. Елей много, лес грибами и ягодами богат. А какие луга по берегам реки! По утрам туманом застланы, как легким покрывалом.

До революции крестьяне деревни Часовенское земель своих не имели. Арендовали земли у местного лесопромышленника Боровского. Были у него склады с пиломатериалами, были у него и личные пароходы, курсировавшие по Наше.

— А уж когда пришла Советская власть,— говорит Анна Михайловна Максимова,— появилось у нас свое колхозное поле. Как-то выхожу я из дому, а было мне годочков пять-шесть, слышу гул какой-то по полю идет. На гром не похоже. Боюсь, а иду, манит неизвестное. Подошла поближе, а по траве машина ходит, фырчит, и дым за ней стелется. Так я и ахнула! А в кабине молодая девушка сидит.

Трудно ребятам представить время, когда в деревне трактора в диковинку были. Как трудно представить, что до войны в деревенской школе было плохо с тетрадями. Писали на газетах. Сшивали в тетрадку я писали.

Тихо на берегах Паши. Птицы летают, слышен плеск весел — лодка идет. А старикам помнится, как шли по берегу солдаты — по тому самому полю, где трактора первые гудели. Батальон за батальоном. В декабре 1941 года. Холодно, мороз. А солдаты идут и пить просят. Шли они освобождать Тихвин от фашистов.

Около ста девятнадцатилетних парней ушло из Часовенского и из ближних деревень на фронт, и только немногие вернулись домой...

— А почему деревня Часовенское называется? — спросил Андрей.

— У нас в селе столетняя бабка Фалиха жила,— сказал Александр Иванович.— Вот она и говорила, что была в деревне часовня. Высокая. Вся из разноцветных стекол.

Узнали ребята и о том, что дом, где размещается сейчас библиотека и сельский Совет, построен еще в 1848 году. Узнают, конечно, они и про то, как появилась в их деревне сабля, и кому она принадлежала, и какие люди работали в совхозе «9 Января». У Анны Михайловны хранятся альбомы с фотографиями первого председателя колхоза, доярок и животноводов, с вырезками из газет.

Это история прошлого Часовенского, а теперь ребята становятся свидетелями истории современной деревни. Многие из них видели, как строился животноводческий комплекс по выращиванию телят. Большой, просторный. Часовенское давно уже стало частью совхоза «Пашский», известного в Ленинградской области своим передовым производством.

Запрещен теперь лесосплав, и лесосплавная верфь в поселке Рыбежно, где недавно проходили практику местные мальчишки и девчонки, закрывается. Ладожское озеро, куда впадает Паша, должно быть чистым.

История наших дней тоже ждет своих летописцев.

В. ПОПОВА Фото автора

ЗА СТРОКОЙ УЧЕ6НИКА

Д. БЕЛОУСОВ Рисунок В. Шаронова

Однажды в Летнем саду, присев на скамейку, я услышал, как невдалеке бабушка читала внуку поэму Пушкина «Руслан и Людмила». Хорошо читала, с выражением. Я невольно прислушался к стихам и вдруг поразился строчкам, на которые никогда раньше не обращал особого внимания. Во время боя Руслан

...видит — прямо над главою —

С подъятой, страшной булавою

Летает карла Черномор.

Что же здесь странного? То, что колдун летает? Нет! Сказочный герой вполне мог летать. Странно оружие, которым он пользуется. Я всегда считал, что булава — это оружие русских богатырей, а Черномору подошла бы кривая восточная сабля, как у его слуг-арапов.

Может, поэт не придал этому значения? Вернувшись домой, смотрю «Словарь языка Пушкина». Нет, больше никто из героев не вооружен булавой. Почему же она у Черномора?

Много версий пришлось обдумать, просмотреть множество книг, пока в справочнике по древнему оружию не натолкнулся на приемлемую разгадку. Вот она: хотя подобное оружие было издавна на Руси, но термин «булава» восточного происхождения и появился не ранее XVI века. Отсюда и оружие считалось восточным. Очевидно, Пушкин, поместив колдуна в восточные сады, дал ему и соответствующее оружие.

Позвольте, но с чего я взял, что эти сады на Востоке? Ведь поэт, кажется, сравнивает их с садами Египта и Крыма. Смотрю текст — точно. Но там же Людмила видит вокруг: «Снежные равнины коврами яркими легли». А ведь похитили-то ее не зимой! Может, это происходит высоко в горах или на севере? Где же живет колдун?

Давайте подумаем вместе. Руслан доехал до его логова. Хотя это сказка, но путь описан вполне конкретно. Не проследить ли его, может, это подскажет разгадку?

Руслан выехал из Киева и, двигаясь вдоль Днепра, вскоре попал в пещеру к старцу, где, как видно дальше по тексту, ему был указан путь «на даль-ный север». В конце похода «с дерев спадает дряхлый лист... Зима приближилась...» Учитывая, что выехал Руслан летом — ранней осенью, а обратно вернулся также примерно в летнее время, путь до колдуна должен быть не меньше 3—4 месяцев. Даже учитывая бездорожье, битвы с ведьмами и великанами, за это время он должен был

15