Костёр 1988-08, страница 23

Костёр 1988-08, страница 23

Если я вас правильно по-

О

нял, то могу спросить, с какой скоростью и сколько сведений один муравей может передать другому? И как это определить и измерить?

Б. Я. Рябко:— Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно построить из спичек конструкцию, напоминающую разветвленное дерево, и на одной из «веток» установить кормушку со сладким сиропом. Затем надо выпустить муравья-разведчика. Исследуя «дерево», он обязательно наткнется на кормушку. А затем вернется домой и сообщит о своей находке муравьям-«фураж ирам». Следовательно, при помощи секундомера мы должны засечь время и выяснить: сколько этот разведчик будет с ними общаться, прежде чем они самостоятельно отправятся за добычей. В среднем, на это общение уходит от 20 до 30 секунд. А то, что он успел сообщить им все необходимые сведения, совершенно очевидно: «фуражиры» не разбегаются по разным веткам, не тыкаются куда попало вслепую, а по кратчайшему пути один за другим уверенно двигаются к кормушке. Этот путь они проделывают без единой ошибки.

— А что будет, если этот эксперимент повторить с муравьям и-« индивиду ал иста ми»?

Б. Я. Рябко:— Ровным счетом ничего. Никакого обмена сведениями у них не происходит, и каждый подопытный будет самостоятельно заниматься поиском.

Но давайте вернемся к «умным» рыжим муравьям. Попробуем выяснить, могут ли они анализировать полученные сведения, прежде чем передавать их своим собратьям. И на этот Вопрос мы получим утвердительный ответ. Да, могут. И в этом легко убедиться. Нам надо сделать так, чтобы кратчайший путь к кормушке все время пролегал по правым или левым ответвлениям дерева. Разведчик обязательно найдет кормушку. Допустим, что он шел по правому пути. Но как он будет сообщать своим сородичам: «Идите по правой ветке, потом опять по правой, и снова только по правой»... Или

сообщит обобщенно — «Идите все время направо»? Именно так он и поступит. Вновь включив секундомер, и, зная время передачи предыдущей информации, мы убедимся: новые сведения изложены чрезвычайно сжато. Следовательно, можно сделать вывод: закономерность — надо идти только по правым веткам — муравей понял и сформулировал.

— Но мы еще можем и похвалить его: молодец, муравьишка, умница!

Ж. И. Резникова:— Да, но вы еще не знаете самое интересное: в муравьином языке есть числительные. Если мы поставим перед нашим разведчиком не «дерево», а длинную «гребенку» типа граблей и где-то в самом конце, к примеру, на сороковом зубчике расположим кормушку, разведчику, добираясь до нее, придется сорок раз подняться и тридцать девять раз опуститься по зубчикам-колышкам. Но вот этот сложный маршрут закончен. Разведчик выяснил, где находится кормушка, в последний раз спустился и побежал в му

равейник. И что же мы теперь увидим. Получив от него точный инструктаж, «фуражиры» спешат прямиком к сороковому колышку. Значит, первопроходец сумел сосчитать и сообщить им порядковый номер «сладкого пика».

Б. Я. Рябко:— Да, да, не удивляйтесь, муравьи обладают поразительной способностью к счету: они могут считать до шестидесяти. В мире животных и насекомых их следует почитать как великих математиков. Ведь по имеющимся на сегодня данным, самая «толковая» из птиц — ворона — способна считать только до четырех, а самый умнейший из всех млекопитающих — волк — может вести счет только до десяти.

Но если муравьи способны считать до шестидесяти, возникает вопрос: могут ли они совершать простейшие арифметические действия — считать и отнимать? Чтобы ответить на этот вопрос, ученым предстоит провести новую серию опытов. Иными словами, муравьев ждет еще не один экзамен.

Оформление Б. Чупова