Костёр 1988-09, страница 41

Костёр 1988-09, страница 41

Более дз/х.аечоь ученые всего мира спорят о происхождении нефти.

В 1 742 году Ломоносов в книге «Первые основания горной науки» писал: «Горючие минералы имеют свое происхождение из земли и камней», В 1765 году он же утверждал в другом своем научном трудь «О слоях земли», что нефгь, как и уголь, сзое

происхождение должен с? ву-

CVsOp, начатый Ломоносовым с с^мим собой, с особой с^лой Р'! .горелся в 80 -х годах прошли-.» века, когда Д. И. Менделе ев опубликовал свою минеральную (неорганическую) гипотезу происхождения нефти. Продолжается он и сейчас. Действительно, как же

У 1 »

рождается «черное золото»? Установление истины в этом споре имеет огромное значение для всех нас. Будут ли автомобили XXI века ездить на бензине, а в кухнях будет гореть газ или мы будем вынуж^ дены искать другие источники энергии?

Сегодня в гостях у «Костра»

член-корреспондент Академии

наук СССР, заведующий отделом научных основ прогноза нефтегазоносности Всесоюзного нефтяного научно-исследовательского института — Василий Дмитриевич Наливкин. Его оппонент — старший научный сотрудник того же института, кандидат геолого-минера-логических наук Кирилл Александрович Аникиев.

«

38

Корреспондент: Василий Дмитриевич, как вы считаете, скоро ли кончится нефть?

Наливкин: Вы задали очень трудный вопрос. Конечно, с точки зрения органической теории происхождения нефти, которой придерживаюсь и я сам, ее промышленные запасы ограничены и рано или поздно иссякнут. Для образования новых месторождений потребуются миллионы лет.

Аникиев: Нефть не кончится никогда! Если исходить из ее неорганического происхождения — будущее нефтяной промышленности в добыче этого сырья с больших глубин. Там несомненны гигантские скопления нефти, правда, в непривычном для нас виде. Глубинные углеводороды еще не успели стать настоящей нефтью.

Корреспондент: Очевидно, вопрос определения возраста нефти тесно связан с теорией ее происхождения.

Наливкин: Что такое нефть? Это маслянистая очень сложного химического состава жидкость. Образовалась она в результате распада живых организмов. Постепенно отмирая, растения и рыбы опускались на дно морей, озер, образуя органический ил. В результате большого давления и высокой температуры из органического илистого «бульона» начала как бы «вывариваться» нефть. И, как кипение бульона происходит с обильным выделением пара, так и «нефтеварение» сопровождалось выделением газа. Давление внутри пластов очень велико. Поэтому нефть и газ вырываются с такой силой на поверхность земли, стоит только буровикам «проткнуть» крышу месторождения.

Аникиев: По моему твердому убеждению, нефть неорганического происхождения! И то, что нефть и газ вырываются с такой силой на поверхность из земных недр, подобно сказочным джиннам, подтверждает неорганическую теорию.

Наливкин: Месторождения нефти всегда связаны с осадочными породами.

Аникиев: Это ничуть не противоречит неорганической теории.

Магма, то есть расплавленные горные породы, постоянно выделяет различные газы, в том числе и углеводороды. Эти газы с необычайной силой прорываются сквозь трещины чаши и попадают в осадочный чехол. А что такое осадочный чехол? Это различные осадочные породы, испещренные трещинами и пустотами. Когда газ проходит под большим давлением через все эти осадочные «блины», он конденсируется в нефть. Если на своем пути он натыкается на плотную «крышу», начинается накопление под ней нефти. Так образуется месторождение. Нефть всегда нужно искать под толщами плотных пород! Чем мощнее толщи, тем с большей вероятностью пс5д ними может быть спрятано месторождение.

Корреспондент: Скажите, можно ли экспериментально подтвердить возможность образования нефти?

Наливкин: Немецкий ученый Карл Энглер получил нефте-подобное масло. Из рыбьего жира в замкнутом сосуде при температуре в несколько сот градусов и при давлении в 25 атмосфер. В 1919 году подобный опыт проделал у нас академик Зелинский, на этот раз с растительными маслами. И опять получилось вещество, похожее на нефть. При перегонке сапропелевого ила, которого и сейчас много в мелководных морских лагунах и озерах, тоже получают нефтепо-добные продукты. Практически из любого органического вещества можно получить нефть. Стоит ли еще сомневаться в ее органическом происхождении?

Корреспондент: А что на это ответят неорганики?

Аникиев: Глубокие недра — поставщики углеводородов, образующих месторождения. Действующие вулканы выделяют углекислый газ и метан. Метан — это основной «строительный» материал для всех углеводородов.

Неорганическая теория объясняет слоистость месторождений. Углеводороды на путях восходящего движения заполняют проницаемые пласты пород и, как правило, образуют

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Академик Бульо

Близкие к этой страницы